Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Category:

Надувная Франция

original

Ровно 135 лет тому назад, 9 августа 1884 года, впервые поднялся в воздух электрический дирижабль "Франция" (La France), построенный по проекту Шарля Ренара и Артура Кребса на деньги французского генштаба. А через две недели он совершил первый в мире управляемый полет по замкнутому контуру. Пролетев 8 километров, дирижабль через 23 минуты вернулся к месту старта. После этого аппарат совершил еще восемь полетов, но лишь в пяти из них ему удалось достичь намеченных точек маршрута. В остальных случаях этому помешал встречный или боковой ветер, с которым не мог справиться слишком слабый двигатель дирижабля.

Такие результаты испытаний разочаровали военных и они прекратили финансирование проекта. Как и все ранние дирижабли, никакой практической пользы и финансовой отдачи "Франция" не принесла, зато она дала богатый опыт постройки и испытаний управляемых воздушных кораблей. В частности, всем стало ясно, что электромотор, вращавший винт "Франции", еще слишком несовершенен, а значит, необходимо использовать иные силовые установки. Дирижабли, способные противостоять ветру и нести полезную нагрузку, появились лишь тогда, когда были созданы достаточно мощные, легкие и компактные двигатели внутреннего сгорания. Но это уже другая история.

"Франция" имела длину 50,4 метра, объем баллона - 1864 кубометра и массу - две тонны, из которых 96 кг приходилось на двигатель, а еще 400 - на аккумуляторные батареи. Емкости аккумуляторов хватало всего на 25 километров моторного полета с максимальной скоростью 18 км/ч. Мотор, разработанный специально для этого дирижабля, развивал мощность 9 лошадиных сил.

Он вращал через шестеренчатый понижающий редуктор и длинный трубчатый вал крупный низкооборотный винт диаметром почти 7,5 метров, установленный в носу гондолы. Пропеллер представлял собой две деревянные рамы, обтянутые лакированным полотном. К задней части гондолы шарнирно крепился большой прямоугольный руль направления, а сама гондола, сделанная из бамбука и обшитая шелком, висела под баллоном на веревках. Экипаж состоял из двух человек.

Renard and  Krebs dirigible 1884
Дирижабль "Франция" при виде спереди и его создатели - Артур Кребс и Шарль Ренар.

la france 003
Полноразмерный макет "Франции", построенный в 1984 году к 100-летию ее первого полета и выставленный в Парижском музее авиации. Для демонстрации внутреннего устройства гондола сделана без обшивки.

la france 001
Центральная часть гондолы с силовым агрегатом и кабиной экипажа. Справа видны аккумуляторы.

Ballon_moteur_1
Подлинный электромотор "Франции" сохранился и также выставлен в музее.

Ballon_generateur_hydrogene
Слева: французская мобильная газодобывающая станция военного образца. Аналогичные установки использовались для наполнения "Франции" водородом. Справа - приборная панель дирижабля, выполненная в виде изящного латунного "саквояжа" на деревянной подставке.
Tags: История, Франция, воздухоплавание, стимпанк, экзотика
Subscribe
promo vikond65 june 23, 2019 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments