я

Приказано засекретить

1557343213_0_102_1200_777_1036x0_80_0_0_6cc94b95e8d70d2327f8816631cb8b8c.jpg

Ровно 40 лет назад, 11 августа 1979 года, над Днепродзержинском (ныне - Каменское) произошла крупнейшая в СССР на тот момент авиационная катастрофа. На высоте 8500 метров столкнулись в воздухе два рейсовых авиалайнера Ту-134А Молдавского и Белорусского управлений "Аэрофлота". Оба самолета разбились, погибли все 178 человек, находившихся на их бортах: 12 членов экипажей и 165 пассажиров, включая 36 детей. В одном из самолетов погибла в полном составе ташкентская футбольная команда высшей лиги "Пахтакор", летевшая на матч в Минск.

По тогдашнему советскому обыкновению, катастрофа была немедленно засекречена, ведь нельзя огорчать строителей коммунизма такими нехорошими известиями. Заботливая власть КПСС тщательно оберегала граждан от любой негативной информации, за что ее до сих пор многие любят и считают брежневский СССР оазисом спокойствия и благополучия. Особенно - те, кто в нем не жили или жили в раннем детстве.

В советской прессе подобные происшествия широко освещались, только если они происходили в загнивающем мире капитала. А инцидент над Днепродзержинском вообще не попал ни в какие в центральные СМИ. И только неделю спустя в углу последней страницы газеты "Советский спорт" появилась короткая заметка о похоронах в Ташкенте футболистов, погибших в результате "несчастного случая". Полностью скрыть исчезновение столь широко известных людей было невозможно, поскольку команда "Пахтакор" была очень популярна, особенно - в среднеазиатских республиках.

Фотографий с места трагедии до сих пор не найдено (хотя, они, несомненно, были в большом количестве), за исключением помещенного на заставке мутного и явно любительского снимка, возможно, сделанного тайком. На нем - хвост белорусской машины, протаранившей молдавский авиалайнер.

Я не буду останавливаться на причинах и обстоятельствах инцидента над Днепродзержинском, которые описаны во многих местах, например, в Википедии. Однако замечу, что по странному совпадению, день в день, но несколькими десятилетиями ранее, а именно - 11 августа 1937 года, в СССР произошла другая авиакатастрофа, тоже вызванная столкновением самолетов в воздухе. Во время тренировочного полета по отработке группового пилотажа столкнулись два истребителя И-16 из пилотажной группы "Красная пятерка", выступавшей на довоенных воздушных праздниках и авиапарадах.

При этом погиб пилот одного из них - опытный летчик-испытатель и выдающийся парашютист, кавалер орденов Ленина и Красной звезды, мировой рекордсмен по парашютному спорту В.Н. Евсеев. Второму участнику инцидента - летчику П.У. Фокину удалось посадить поврежденную машину. Разумеется, эта катастрофа тоже была засекречена, а первые сообщения о ней в открытой печати появились только в постсоветские времена. В СССР с годами менялось многое, но тотальная секретность и закрытость оставались незыблемыми, вплоть до прихода к власти Горбачева.


Летчики "Красной пятерки". Второй справа - В.Н. Евсеев.   
promo vikond65 june 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Происшествия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Вторая мировая еще не началась, а ленд-лизовские пальто уже есть. Ну если верить конечно современной версии об их происхождении в Красной Армии.
С чего вдруг тут американцы?
Насколько я понимаю, это кожаное пальто-реглан ВВС РККА обр. 1926 г. Дипотношения с САШС установили только в 1930 г.
А инцидент над Днепродзержинском вообще не попал ни в какие в центральные СМИ. - а вот тут вы не правы в корне. Инцидент с "Пахтакором" был широко известен сразу и всем.
Да, по слухам и "вражеским радиоголосам". Так же, как Афганская война.
Я бы не сказал, что информация об авикатастрофах была секретной. Понятно, что такой информационной вакханалии, как сейчас, не было. В 1984 году, в трех километрах от а/п Емельяново (Красноярск), рухнул Ту-154. Погибло 110 человек, один выжил. Информационное сообщение в газете "Красноярский рабочий" я читал лично. Примерно через три месяца довелось лежать в больнице с КВС такой же тушки из Красноярского авиоотряда. По его словам, подробную информацию до них довели под грифом "ДСП" (как я сейчас понимаю, тогда он выразился "приказ не для всех" ). Сейчас об этом в Википедии можно прочитать, но его оценка в целом совпадает с описанием.

Edited at 2019-08-11 05:45 pm (UTC)
А ещё 3 годами ранее такой же Ту-154Б-2 всё того же Красноярского УГА разбился в Норильске. В принципе все всё знали, а тогдашнее руководство НГМК сделало всё по тем временам возможное, чтобы облегчить участь выживших, а также родственников как живых так и погибших (помнится в каждую палату в больнице провели междугородный телефон - неслыханное в те времена). И насколько я знаю, представители норильского горкома в комиссии по расследованию причин катастрофы внесли весомый вклад в то, что экипаж в итоге был признан невиновным. А в городе одно время была легкая паника, ибо другого средства сообщения с большой землей нет, а летать как-то страшновато стало. Я ещё пацаном был, и когда на следующий год летел в Красноярск - всё смотрел в расписании, какой самолет будет. Когда увидел Ил-18 то успокоился )))
Спасибо, про молдавский самолёт не знал.
Жаль людей.
11 августа 1979
Насколько помню, в центральной прессе всё-таки были короткие сообщения. У нас же в Кишинёве о гибели экипажа Тараненко (командир экипажа Молдавского УГА) хорошо было известно не только работникам ГА. На кладбище экипажу ещё в советское время был поставлен памятник, не скрывающий причин его гибели. Фотографию не привожу по этическим соображениям.
Re: 11 августа 1979
Так и про то что маршал Неделин отнюдь не разбился в авиакатастрофе тоже знала куча народа. В определенных кругах.

Edited at 2019-08-11 07:04 pm (UTC)
11 августа, вообще, много чего произошло. Вот, например, 11 августа 2019 года мой сосед по подъезду в лифте насрал, сука. Совпадение? Не думаю.
А вы во имя справедливости насрите у него под дверью.
Такие новости обычно узнавали из "вражеских голосов". Гибель футболистов сложно было скрыть, я точно об этом тогда слышал.
Про гибель футболистов была короткая заметка на последней странице "Советского спорта", но без каких-либо подробностей. Возможно, в местных ташкентских газетах тоже что-то было.
Ну именно эту катастрофу не стали скрывать. Ибо невозможно было объяснить болельщикам почему матч не состоялся.
Тем не менее, нигде публично не сообщалось о столкновении в воздухе двух самолетов и о количестве жертв. Просто "произошел несчастный случай, в котором погибли футболисты".
насколько мне рассказывали родители, действительно сразу трагедию замолчали. Но уже через неделю - две то тут, то там заметки - из чего собственно и можно было как из мозаики сложить общую картину. Шила в мешке не утаишь, и Советы это прекрасно понимали, поэтому сами факты скрывали только первые дни, ну а подробности происшествий - долгие годы, а иногда даже десятилетия.
Жаль команду и вообще людей.
"Заботливая власть КПСС тщательно оберегала граждан от любой негативной информации" - В принципе,это свойство любой власти, никакая не будет добровольно выставлять себя в сомнительном свете, Текущая такие сказки поет о нынешних пожарах и наводнениях, что по цт даже название города коверкают.
Вранье! На следующий день по тв сказали.
Вранье, если бы сказали по ТВ, то были бы сообщения в газетах. А первая заметка о гибели "Пахтакора" появилась только через неделю. И в ней не было сказано, где и при каких обстоятельствах погибла команда.

Допустим, "власти скрывали"©
А как в те времена обстояли дела с помощью пострадавшим и родственникам погибших? И в области разборов таких случаев, ликвидации последствий и мер профилактики?

С помощью пострадавшим в авиакатастрофах, обычно все хорошо, просто отлично - никому помогать уже не надо.