я

Халхин-Гол: зенит войны

fighters

Ровно 80 лет назад, 20 августа 1939 года, после долгой и тщательной подготовки советско-монгольские войска начали решающую наступательную операцию по окружению и уничтожению японской группировки на восточном берегу реки Халхин-Гол.

В 5.45 утра по японским позициям нанесли удар 150 бомбардировщиков под прикрытием 144 истребителей. СБ бомбили прицельно, с высот от 2500 до 3000 метров, так как многочисленный и надежный истребительный эскорт позволял им не опасаться вражеских перехватчиков, а специальные штурмовые группы И-16 общей численностью 46 самолетов подавили огонь зенитных батарей. Во время налета ни один японский истребитель над полем боя так и не появился.

В 6.15 началась артиллерийская подготовка, которая продолжалась три часа. За 15 минут до ее окончания нанесла удар вторая волна бомбардировщиков. 52 СБ в сопровождении 162 истребителей еще раз отбомбились по японским укреплениям. В этот раз японские истребители попытались воспрепятствовать авиаудару. Некоторым из них удалось прорваться к бомбардировщикам и повредить три самолета, однако все экипажи СБ вернулись на свои аэродромы. Пилоты "ишаков", защищая бомбардировщики, сбили два Ки-27.

Во второй половине дня состоялся еще один бой, в котором впервые участвовала экспериментальная группа И-16, вооруженная новейшим секретным оружием - реактивными снарядами РС-82. Эта группа из пяти машин под командованием капитана Звонарева прибыла на фронт 16 августа и была включена в состав 22-го ИАП. 20 августа состоялось ее боевое крещение. В первом же бою ракетоносцы, согласно докладам пилотов, сбили два японских самолета.

Тем временем, сразу по окончании артподготовки под торжественные аккорды "Интернационала", зазвучавшие из нескольких десятков мощных репродукторов, установленных прямо на передовой, пошла в атаку советская пехота и танки. Эффект от артиллерийских и воздушных ударов был столь ошеломляющим, что уцелевшие японские орудия смогли открыть огонь только спустя полтора часа.

Вечером того же дня наши летчики провели успешную штурмовку японского передового аэродрома Араи и без потерь сожгли на стоянках пять истребителей, а также - двухмоторный транспортный самолет "Накадзима" Ки-34. Еще девять истребителей получили повреждения. После этого "визита" японцы предпочли эвакуировать уцелевшие машины из Араи на гораздо более удаленный от линии фронта аэродром Ганьчжур, что привело к снижению активности их авиации в зоне боевых действий.

Японцы признали 20 августа потерю восьми самолетов, заявив в свою очередь об уничтожении в воздушных боях и огнем зенитной артиллерии 33 советских истребителей и двух бомбардировщиков. Однако в реальности не было сбито ни одной нашей машины. 21 августа наступление продолжалось. Войска 1-й армейской группы двумя охватывающими ударами с севера и с юга стремились взять в клещи отчаянно сопротивлявшуюся японскую группировку.

Японцы же в этот день попытались нанести второй массированный авиаудар по нашим аэродромам, чтобы "вывести из игры" так сильно досаждавшую им советскую авиацию. В операции было задействовано 24 одномоторных бомбардировщика Ки-30, 12 двухмоторных бомбардировщиков Ки-21 и 15 штурмовиков Ки-36. Истребительный эскорт обеспечивали Ки-27 из 1-го, 11-го, 24-го и 64-го сентаев.

Первая ударная волна стартовала с рассветом. Противник был заблаговременно обнаружен постами ВНОС и советские истребители встретили нападавших уже в воздухе. В 15-20 километрах к северу от Тамсаг-Булака разгорелось воздушное сражение, в котором с нашей стороны участвовали 123 И-16 и 51 И-153, а с японской - 88 истребителей и 51 бомбардировщик.

По советским данным, в бою было сбито 13 японских самолетов. Наши потери - три "Чайки" (пилоты А.И. Егоров, И.Б. Савельев и Е.И. Сидоров спаслись на парашютах) и три И-16 (летчики В.В. Загребин, М.Д. Катюгин и И.И. Панин погибли). Несколько бомбардировщиков все же прорвались к аэродрому, но только одна из сброшенных ими бомб точно поразила цель, уничтожив бомбардировщик СБ, стоявший на краю летного поля.

Примерно через час навстречу второй волне бомбардировщиков вылетели 32 И-16. В этот раз японцев удалось перехватить еще над восточным берегом Халхин-Гола. Вторая группа оказалась гораздо малочисленнее первой - всего 25 машин. Наши разгромили ее, сбив без потерь три истребителя и три бомбардировщика, а остальные рассеялись в небе. До советских аэродромов не долетел никто.

В 14.45 58 И-16 и 11 И-153, вылетевшие на штурмовку, встретили еще одну группу японцев, в которой было примерно 15 одномоторных бомбардировщиков и 25 истребителей. Краснозвездные машины устремились в атаку и, по докладам пилотов, также без потерь сбили три ЛБ-97 (советское название бомбардировщика Ки-30) и семь Ки-27.

Последний воздушный бой в за этот богатый событиями день состоялся примерно в 17.30, когда 52 И-16 и восемь "Чаек", также летевшие на штурмовку, встретили у самой земли, над берегами Хайластын-Гола примерно 60 самолетов противника. Наши сбили два истребителя, потеряв один И-16, в котором погиб старший лейтенант Н.Н. Дементьев.

Под вечер настала пора подводить итоги. Главный из них состоял в том, что попытка японцев перехватить инициативу закончилась полным провалом. При отсутствии реальных достижений их надо, хотя бы, придумать. И в штабе ВВС Квантунской армии родилась депеша, согласно которой "воздушные самураи" 21 августа якобы уничтожили на земле 18 бомбардировщиков и семь истребителей, а в воздушных боях сбили еще 59 самолетов!

На самом деле потери советских ВВС составили 14 машин: три "Чайки", четыре И-16, один И-16П и шесть СБ, причем все бомбардировщики, кроме одного, уничтоженного при бомбежке, были сбиты зенитным огнем. Относительно высокие потери объяснялись тем, что 21 августа штурмовым группам истребителей, выделенным для подавления вражеских зениток, пришлось вместо этого отражать японские атаки на свои аэродромы.

Кроме того, бомбардировщики, совершившие 21 августа 255 боевых вылетов, стремились повысить точность бомбометания, "работая" на малых высотах (1000-1500 метров), а это делало их уязвимыми не только для зенитной артиллерии среднего калибра, но и для малокалиберных зенитных автоматов, которых у японцев было много.

Собственные потери японцы, как и днем ранее, оценили в восемь самолетов (один Ки-30, один Ки-36 и шесть Ки-27). Погибло семь японских летчиков, в том числе четыре пилота истребителей: старший сержант Яги Танака, лейтенант Кайдзуми Ямагучи, старшие сержанты Такеси Сасаки и Торо Китамура. Еще четверо получили ранения.

По размаху воздушных боев и количеству участвующих в них самолетов 21 августа являлось рекордным днем за всю войну. И этот день показал, что, несмотря на мастерство и храбрость японских пилотов, авиация Квантунской армии утратила господство в воздухе. В воздушной войне над Халхин-Голом наступил перелом.


Авиационные осколочно-фугасные реактивные снаряды РС-82, впервые примененные 20 августа 1939 года на Халхин-Голе.
promo vikond65 june 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Армия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
А патом пришёл БрюсВилис и ваще всех пабедил на ишачке:



Я к тому, что если по Халхин-Голу информация есть, то по Китаю её маловато как-то.
Спасибо за материал.
Что-то у него голова подозрительно высоко торчит над гаргротом. Такое может быть, только если у летчика рост под 2 метра или даже больше. :)
Хвала Jhonni, отменные чертежи и иллюстрации.
Не совсем. Запальные электропровода и контровку крыльчаток взрывателей он упустил.
Вот могли же тщательно планировать и осуществлять, почему так хреново выступили в Зимнюю войну...
Есть книга Григорьева "Две звезды", посвящённая боям на Халхин-голе. Там интересно расписано.
Описание итогов второго дня удивили:
Начинаешь читать, "разгромили", "рассеяли". Количественное превосходство истребителей красных над синими больше чем в 2 раза, новая техника, перехваты на подходах к аэродрому...
а как дело доходит до признания потерь то 14/7 в пользу синих. Синие бомбардировщики это ведь не Б17 на 5 км высоте а одномоторные двухмечтные Ки30. Что делали 150 истребителей красных - непонятно.
Конечно обе стороны можно упрекнуть в занижении потерь, но признанные итоговые потери авиации РККА в конфликте превышают японские.
Во-первых, не 14/7, а 14/8. Во вторых, из этих 14 в воздушных боях - 8, остальные - зенитки и бомбы. Так что, боевой счет - равный. Для нас это очень хороший показатель, если учесть, что во время первого массированного налета японцев на наши аэродромы соотношение потерь в воздушных боях было 22/6 в пользу японцев.
Прицельное бомбометание с 2,5-3 км?
Конечно, бомбовые прицелы были градуированы на высоты до 3000 метров. Но с учетом таблицы поправок можно было бомбить прицельно с высот до 4500 м, хотя, точность, естественно, снижалась.
Сралинские срашки на всех нападали, даже на Иран в августе 1941 года..........геноцидные гниды!!!
Читал, что эти Ишаки с РС-ами собирались штурмовать позиции японцев, но прикрытие куда-то делось и они оказались перед группой японцев, которые шли плотным строем. Поэтому командир и решился на массовый залп. Но вроде-бы это был единственный такой случай за все время использования РС на самолетах.

ПыСЫ
Читал лет 30-40 назад еще в бумаге, так что ссылок не будет :)).
Не единственный, стрельба залпом по строю противника была стандартным тактическим приемом. Всего, согласно отчету начальника оперчасти 22-го ИАП майора Цибадзе, группа ракетоносцев провела 14 воздушных боев и сбила 12 японских самолетов (согласно докладу комполка Кравченко - 17, не знаю, почему такой разброс), израсходовав при этом 464 РС, еще 16 не сработали. Против наземных целей РСы не применялись ни разу.