Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Халхин-Гол: зенит войны

fighters

Ровно 80 лет назад, 20 августа 1939 года, после долгой и тщательной подготовки советско-монгольские войска начали решающую наступательную операцию по окружению и уничтожению японской группировки на восточном берегу реки Халхин-Гол.

В 5.45 утра по японским позициям нанесли удар 150 бомбардировщиков под прикрытием 144 истребителей. СБ бомбили прицельно, с высот от 2500 до 3000 метров, так как многочисленный и надежный истребительный эскорт позволял им не опасаться вражеских перехватчиков, а специальные штурмовые группы И-16 общей численностью 46 самолетов подавили огонь зенитных батарей. Во время налета ни один японский истребитель над полем боя так и не появился.

В 6.15 началась артиллерийская подготовка, которая продолжалась три часа. За 15 минут до ее окончания нанесла удар вторая волна бомбардировщиков. 52 СБ в сопровождении 162 истребителей еще раз отбомбились по японским укреплениям. В этот раз японские истребители попытались воспрепятствовать авиаудару. Некоторым из них удалось прорваться к бомбардировщикам и повредить три самолета, однако все экипажи СБ вернулись на свои аэродромы. Пилоты "ишаков", защищая бомбардировщики, сбили два Ки-27.

Во второй половине дня состоялся еще один бой, в котором впервые участвовала экспериментальная группа И-16, вооруженная новейшим секретным оружием - реактивными снарядами РС-82. Эта группа из пяти машин под командованием капитана Звонарева прибыла на фронт 16 августа и была включена в состав 22-го ИАП. 20 августа состоялось ее боевое крещение. В первом же бою ракетоносцы, согласно докладам пилотов, сбили два японских самолета.

Тем временем, сразу по окончании артподготовки под торжественные аккорды "Интернационала", зазвучавшие из нескольких десятков мощных репродукторов, установленных прямо на передовой, пошла в атаку советская пехота и танки. Эффект от артиллерийских и воздушных ударов был столь ошеломляющим, что уцелевшие японские орудия смогли открыть огонь только спустя полтора часа.

Вечером того же дня наши летчики провели успешную штурмовку японского передового аэродрома Араи и без потерь сожгли на стоянках пять истребителей, а также - двухмоторный транспортный самолет "Накадзима" Ки-34. Еще девять истребителей получили повреждения. После этого "визита" японцы предпочли эвакуировать уцелевшие машины из Араи на гораздо более удаленный от линии фронта аэродром Ганьчжур, что привело к снижению активности их авиации в зоне боевых действий.

Японцы признали 20 августа потерю восьми самолетов, заявив в свою очередь об уничтожении в воздушных боях и огнем зенитной артиллерии 33 советских истребителей и двух бомбардировщиков. Однако в реальности не было сбито ни одной нашей машины. 21 августа наступление продолжалось. Войска 1-й армейской группы двумя охватывающими ударами с севера и с юга стремились взять в клещи отчаянно сопротивлявшуюся японскую группировку.

Японцы же в этот день попытались нанести второй массированный авиаудар по нашим аэродромам, чтобы "вывести из игры" так сильно досаждавшую им советскую авиацию. В операции было задействовано 24 одномоторных бомбардировщика Ки-30, 12 двухмоторных бомбардировщиков Ки-21 и 15 штурмовиков Ки-36. Истребительный эскорт обеспечивали Ки-27 из 1-го, 11-го, 24-го и 64-го сентаев.

Первая ударная волна стартовала с рассветом. Противник был заблаговременно обнаружен постами ВНОС и советские истребители встретили нападавших уже в воздухе. В 15-20 километрах к северу от Тамсаг-Булака разгорелось воздушное сражение, в котором с нашей стороны участвовали 123 И-16 и 51 И-153, а с японской - 88 истребителей и 51 бомбардировщик.

По советским данным, в бою было сбито 13 японских самолетов. Наши потери - три "Чайки" (пилоты А.И. Егоров, И.Б. Савельев и Е.И. Сидоров спаслись на парашютах) и три И-16 (летчики В.В. Загребин, М.Д. Катюгин и И.И. Панин погибли). Несколько бомбардировщиков все же прорвались к аэродрому, но только одна из сброшенных ими бомб точно поразила цель, уничтожив бомбардировщик СБ, стоявший на краю летного поля.

Примерно через час навстречу второй волне бомбардировщиков вылетели 32 И-16. В этот раз японцев удалось перехватить еще над восточным берегом Халхин-Гола. Вторая группа оказалась гораздо малочисленнее первой - всего 25 машин. Наши разгромили ее, сбив без потерь три истребителя и три бомбардировщика, а остальные рассеялись в небе. До советских аэродромов не долетел никто.

В 14.45 58 И-16 и 11 И-153, вылетевшие на штурмовку, встретили еще одну группу японцев, в которой было примерно 15 одномоторных бомбардировщиков и 25 истребителей. Краснозвездные машины устремились в атаку и, по докладам пилотов, также без потерь сбили три ЛБ-97 (советское название бомбардировщика Ки-30) и семь Ки-27.

Последний воздушный бой в за этот богатый событиями день состоялся примерно в 17.30, когда 52 И-16 и восемь "Чаек", также летевшие на штурмовку, встретили у самой земли, над берегами Хайластын-Гола примерно 60 самолетов противника. Наши сбили два истребителя, потеряв один И-16, в котором погиб старший лейтенант Н.Н. Дементьев.

Под вечер настала пора подводить итоги. Главный из них состоял в том, что попытка японцев перехватить инициативу закончилась полным провалом. При отсутствии реальных достижений их надо, хотя бы, придумать. И в штабе ВВС Квантунской армии родилась депеша, согласно которой "воздушные самураи" 21 августа якобы уничтожили на земле 18 бомбардировщиков и семь истребителей, а в воздушных боях сбили еще 59 самолетов!

На самом деле потери советских ВВС составили 14 машин: три "Чайки", четыре И-16, один И-16П и шесть СБ, причем все бомбардировщики, кроме одного, уничтоженного при бомбежке, были сбиты зенитным огнем. Относительно высокие потери объяснялись тем, что 21 августа штурмовым группам истребителей, выделенным для подавления вражеских зениток, пришлось вместо этого отражать японские атаки на свои аэродромы.

Кроме того, бомбардировщики, совершившие 21 августа 255 боевых вылетов, стремились повысить точность бомбометания, "работая" на малых высотах (1000-1500 метров), а это делало их уязвимыми не только для зенитной артиллерии среднего калибра, но и для малокалиберных зенитных автоматов, которых у японцев было много.

Собственные потери японцы, как и днем ранее, оценили в восемь самолетов (один Ки-30, один Ки-36 и шесть Ки-27). Погибло семь японских летчиков, в том числе четыре пилота истребителей: старший сержант Яги Танака, лейтенант Кайдзуми Ямагучи, старшие сержанты Такеси Сасаки и Торо Китамура. Еще четверо получили ранения.

По размаху воздушных боев и количеству участвующих в них самолетов 21 августа являлось рекордным днем за всю войну. И этот день показал, что, несмотря на мастерство и храбрость японских пилотов, авиация Квантунской армии утратила господство в воздухе. В воздушной войне над Халхин-Голом наступил перелом.


Авиационные осколочно-фугасные реактивные снаряды РС-82, впервые примененные 20 августа 1939 года на Халхин-Голе.
Tags: ВВС, История, СССР, Халхин-Гол, Япония, авиация, оружие
Subscribe
promo vikond65 june 23, 2019 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments