я

Халхин-Гол: воздушное харакири

13

Ровно 80 лет назад 25 августа 1939 года стало решающим днем необъявленной советско-японской войны на реке Халхин-Гол. В этот день вокруг японской группировки на восточном берегу реки замкнулось кольцо окружения. И в этот же день отмечен очередной "всплеск" воздушных боев.
Приведем выписки из "Описания боевых действий ВВС 1-й Армгруппы", которые сухим языком цифр свидетельствуют о ходе воздушных сражений:

9.55-11.00  76 И-16 и 32 И-153 из 70-го и 22-го иап встретили в районах Яньху - Узур-Нур до 80 И-97 сбито 15 японских истребителей без потерь.

12.45-14.00 36 И-16 из 56-го иап встретили 25 И-97; без потерь сбито семь.

12.47-14.05 11 И-16 из 56-го иап в районе Карган-Сумэ встретили до 20 И-97; без потерь сбито три.

14.20-15.25 73 И-16 и 19 И-153 в районе Песчаных бугров перехватили на высоте 3000 метров 25 ЛБ-97 и 30-35 И-97. Без потерь сбито 12 И-97 и один ЛБ.

17.35 сбито без потерь пять из девяти ЛБ-97, шедших к фронту без истребительного прикрытия.

18.25-19.00 11 И-16 и 13 И-153 в районе Узур-Нур встретили 35-40 И-97 и без потерь сбили пять из них.

Суммируя эти доклады, можно сделать вывод, что 25 августа стало для советских ВВС поистине триумфальной датой: они "всухую" сбили в общем счете 48 вражеских самолетов. И хотя цифры побед были традиционно завышены, причем - весьма значительно, очень важным являлось то, что наши истребители, наконец-то, научились бить врага, не теряя при этом людей и технику. Звучащая постоянным рефреном фраза "без потерь" говорит о том, сколь радикально изменился характер воздушных боев и сама обстановка в воздухе по сравнению с первыми днями и неделями конфликта.

Японцы в свою очередь заявили 18 мифических воздушных побед, однако, сами они понесли вполне реальный и весьма серьезный урон. 25 августа ВВС Квантунской армии лишились 10 самолетов и шестерых летчиков. В их числе двое асов: Эисаку Судзуки, на счету которого числилось 17 воздушных побед, и Ёсихико Ядзима, сбивший по японским данным 16 советских самолетов. Их судьбу разделил старший сержант Мацудзо Касаи.

24 августа, за день до смерти, Ядзима написал в своем дневнике: "Сегодня из боевого вылета не вернулся капитан Масуда - последний комэск нашего полка. Теперь из всех летчиков, прибывших вместе со мной на фронт с авиабазы Кагамихара, в живых остался только я один. Почему же я до сих пор жив? Мне очень стыдно перед моими друзьями и я клянусь погибнуть в бою, чтобы присоединиться к ним!" С такими мыслями лейтенант Ядзима следующим утром ушел в последний бой и выполнил свою мрачную клятву...

Еще один японский летчик - капитан Ёкодзима получил тяжелые ранения, но каким-то чудом нашел в себе силы выбраться из горящей машины и раскрыть парашют. В госпитале, куда его принесли манчьжурские солдаты, капитана буквально вытащили с того света, но ему пришлось ампутировать раздробленную правую руку. Разумеется, к летной работе он больше не вернулся. Капитану Окуяме повезло гораздо больше. Хотя он тоже закончил бой под куполом парашюта, но без ранений, и после двух дней блужданий по пустыне сумел выйти к своим.

25 августа последнюю потерю в ходе конфликта понесли советские бомбардировщики. Погиб командир 150-го СБП майор Михаил Бурмистров, который 22 раза лично водил свой полк в боевые вылеты. Согласно официальным данным, его самолет был сбит японской зениткой, однако есть версия, что бомбардировщик Бурмистрова сбил по ошибке лейтенант Федосов из экспериментальной группы И-16, вооруженных реактивными снарядами.

Командир группы ракетоносцев капитан Звонарев, рассказывал, что 25 августа он повел своих подчиненных в атаку на шедшие со стороны Маньчжурии двухмоторные бомбардировщики, которые он принял за японские бомбовозы "Мицубиси" Ки-21. И только выйдя на огневую дистанцию, он разглядел, что на крыльях больших светло-серых машин - не круги, а звезды. В последний момент Звонарев резко отвернул, а ведомые повторили его маневр, но лейтенант Федосов успел перед этим дать залп двумя ракетами, одна из которых взорвалась рядом с кабиной головного бомбардировщика.

СБ несколько минут летел прежним курсом, но на подлете к Халхин-Голу вдруг резко опустил нос, сорвался в пике и отвесно врезался в землю. Штурман успел выпрыгнуть с парашютом, а майор Бурмистров и стрелок-радист Шарохин погибли. Очевидно, раненый летчик умер или потерял сознание и навалился на штурвал, из-за чего неуправляемая машина круто пошла вниз.

Мы никогда не узнаем, была ли тому причиной ракета, выпущенная Федосовым, или же майор получил ранение еще раньше, при обстреле самолета японскими зенитками. Как бы там ни было, Федосова решили не наказывать, а гибель самолета Бурмистрова списали на зенитный огонь. Правда, этот драматический эпизод вспомнили осенью, при награждении летчиков из группы ракетоносцев. Всем им, кроме Федосова, вручили ордена Красного знамени, а ему дали только медаль "За отвагу".

Между тем, японское командование, чувствуя приближение катастрофы, начало кидать в топку войны всё, что только можно. Не имея возможности послать на Халхин-Гол дополнительные полки современных истребителей, так как это слишком ослабляло ПВО метрополии и авиагруппировку в Китае, оно отдало приказ об отправке в Маньчжурию 33-го истребительного сентая, вооруженного устаревшими бипланами "Кавасаки" Ки-10. С этими самолетами сталинским соколам предстояло сразиться в последние дни конфликта.

На заставке - один из 96 японских истребетелей Ки-27, сбитых советскими летчиками на Халхин-Голе.

Image_33
Советский летчик осматривает обломки истребителя Ки-27 командира 2-го чутая 11-го сентая ВВС Квантунской армии. Перед стабилизатором на обоих бортах нанесены презентационные надписи "айкоку 292". Фюзеляж опоясывают две белые полосы, расположенные вертикально и диагонально. Первая означает, что самолет принимает участие в боевых действиях, а вторая - эмблема комэска. На левом борту видна нарисованная голова демона или какого-то иного антропоморфного существа.
Ki-27-11
promo vikond65 июнь 23, 16:38 22
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Армия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
ЛБ-97 это наверное вот это:

Только в книжке "Силуэты японских самолетов" он фигурирует под именем Р-97 (разведчик). Ki-30 от Мицубиси?
На вашей картинке действительно разведчик Р-97 (он же Ки-15), а ЛБ-97 (Ки-30) выглядел немного иначе.



Вообще, они похожи и наши их нередко путали. Но Ки-30 встречались на Халхин-Голе гораздо чаще, чем Ки-15.
Спасибо. Я японцев без книжек тоже всё время путаю ))) Вот увидел бы вашу картинку без подписей и решил бы, что верхний самолет - кто-то из палубных бомбардировщиков или торпедоносцев )))
Ну это пожалуй наиболее известная японская палубная машина первого периода войны, эту я ещё отличаю ))) А зоопарк авиационный у японцев ещё тот был. Страна без ресурсов делала приличное и разнообразное число самолетов (в т.ч. и очень недурных) - молодцы, чего уж там. Не говоря уж о кораблестроении.
Да, как-то обошлись без сталинской индустриализации. :)
Кстати, почитал про Ki-15 - а его оказывается и И-16 достать мог с большим трудом, ибо 510 км/ч. А по виду утюг утюгом (звезда во лбу, фиксированное шасси в лаптях) - однако...
510 - это уже вторая модификация с 900-сильным двухрядным движком.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/06/Mitsubishi_Ki-15%2C_scheda_Aerei_da_Guerra.jpg
На Халхин-Голе таких не было. Там применялась первая модификация Ки-15-Ко с 750-сильным моторам, которая на испытаниях выдала 480 км/ч. У серийных машин скорость была меньше, поэтому ишаки с М-62 их догоняли. Всего на Х-Г, по японским данным, было сбито 7 таких машин и еще 6 - списано из-за боевых повреждений.
У меня тесть воевал с японцами, а потом всю войну прослужил на Дальнем Востоке. Потому и жив остался...
У моего деда по матери точно такая же история!
Сперва - Халхин-Гол, потом всю войну прослужил инструктором в Читинской летной школе, но потом, в августе 45-го, снова воевал с японцами. Я про него в свое время статью написал.
https://vikond65.livejournal.com/88907.html
Да, у меня тесть тоже в 45 воевал, но они заняли за несколько дней один остров и на этом война для него закончилась.
Значит, он участвовал в знаменитом десанте на остров Шумшу?
по последним фото , алюминиевые добротно построенные самолёты.
Да, японцы делали качественные машины. Наши специалисты, которые изучали трофейные японские самолеты, это отмечали в своих докладах. В частности, подгонка панелей обшивки была идеальной.
Спасибо, очень интересно! А про Кавасаки Ки-10 из 33-го сентая на Халхин-Голе напишите? Как-то не встречалось про них, чем закончилась для них эта "командировка"?
>> Ровно 90 лет назад 25 августа 1939 года

Моя бабка 1939 года рождения. Ей 80 лет.
...Первая означает, что самолет принимает участие в боевых действиях...

Т.е возможен случай, когда японский самолёт (истребитель, бомбардировщик), во время войны, находясь в зоне боевых действий может НЕ СЧИТАТЬСЯ участником боевых действий????
Если на нем еще не успели нарисовать эту полоску. :)
Но, возможно, их рисовали перед отправкой самолетов на фронт.
Ну, просто странно лишний раз указывать участие в бою)))
Я в этих "комбат страйпс" вообще смысла не вижу, но у японцев, очевидно, были какие-то свои резоны.
Цивилизация боролась с гайдзинами, не отличающими круга от звезды... Но ее завалили фюзеляжами...