Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Первые боевые роботы

Ippolito_Caffi_-_Bombardment_of_Marghera_on_the_Night_of_May_24,_1849_-_WGA03741

Ровно 170 лет назад, 27 августа 1849 года, австрийские войска под командованием маршала Радецкого после долгой осады овладели Венецией, ликвидировав просуществовавшую 17 месяцев Венецианскую республику Святого Марка и вернув город под контроль империи Габсбургов. Венецианцы стойко выдерживали артобстрелы, голод и эпидемию холеры, но последней каплей, сломившей упорство защитников города, стала первая в истории массированная воздушная бомбардировка, осуществленная австрийцами 20-21 августа.

На следующее утро парламентер привез Радецкому письмо от штаба обороны города с согласием на капитуляцию. По другим данным, бомбардировка началась 22 августа, продолжалась всего один день и в тот же день венецианцы решили капитулировать. Как бы там ни было, а после согласования условий сдачи 27 августа в Венецию по единственному мосту, соединявшему ее с материком, вступили австрийские войска.

Поскольку дело происходило в середине позапрошлого века, бомбежка осуществлялась с воздушных шаров, причем - автоматических и одноразовых. Идея их применения возникла у артиллерийского лейтенанта Франца фрайхерра фон Ухатиуса. Как и другие австрийские артиллеристы, он был раздосадован тем, что, из-за расположения Венеции на островах посреди лагуны, осадные орудия с берега могли обстреливать только ее окраины, не добивая до центральных кварталов. Нарезных орудий тогда еще не было, а дальнобойность гладкоствольных пушек не превышала полутора-двух километров.

Предложенная Ухатиусом аэробомба - так он назвал свое изобретение - представляла собой матерчатый аэростат-монгольфьер, наполняемый горячим дымом от жаровни. К нему подвешивалась круглая чугунная осколочно-фугасная граната, снабженная запальной трубкой и фитилем. Длина фитиля рассчитывалась таким образом, чтобы в заданной точке он пережог крепежную веревку и одновременно воспламенил прессованную пороховую мякоть в запальной трубке. После этого бомба падала вниз и через несколько секунд - взрывалась, а облегченный баллон взмывал в небеса.

Диаметр шара составлял 23 фута, то есть 6,9 м, а масса бомбы - 33 фунта или примерно 15 кг. Первый пробный запуск двух аэробомб состоялся 12 июля, но внезапно изменившийся ветер унес их в море. Через три дня с палубы парохода были запущены еще два баллона. На этот раз эксперимент завершился удачно, оба шара сбросили бомбы на город, причем - на тот его район, который считался неуязвимым для австрийской артиллерии.

Вдохновленный результатом маршал Радецкий поддержал инициативу Ухатиуса и распорядился срочно начать массовое производство аэробомб. К середине августа их сделали более 200 штук. 20 или 22 августа, дождавшись нужного направления и силы ветра, австрийцы нанесли свой авиаудар. И хотя многие бомбы не сработали, остальные произвели на итальянцев такое впечатление, что в городе началась паника, а командование гарнизона, как уже говорилось, решило прекратить сопротивление.

Несмотря на успешность этого опыта, в дальнейшем никто не пытался его повторить вплоть до Второй мировой войны, когда японцы разработали программу бомбардировки США с воздушных шаров-автоматов. А Ухатиус продолжил изобретательскую деятельность в различных областях, не связанных с воздухоплаванием. В частности, он запатентовал стробоскоп, стереоскопический волшебный фонарь для демонстрации "объемных" диапозитивов и новый состав артиллерийской бронзы.


Общий вид аэробомбы Ухатиуса, разрез ее боевой подвески, жаровня для наполнения баллона и матерчатый тент, предохраняющий его от ветра во время наполнения.

Assedio_Venezia_Chiesa_San_Geremia_(1849)
Пожар в центре Венеции, возникший в результате бомбардировки.

C0176673-Air_Raid_on_Venice_1849-SPL
Франц фон Ухатиус и его аэробомбы в действии.
Tags: Австрия, История, Италия, военная техника, воздухоплавание, стимпанк, экзотика
Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments