я

"Летающая крепость" по-аргентински



Ровно полвека назад, 6 сентября 1969 года, впервые взлетел прототип аргентинского штурмовика IA-58 "Пукара" - единственного серийного боевого самолета, сделанного в Латинской Америке. Слово "пукара" на языке индейцев-кечуа означает "крепость". Машина, спроектированная в аргентинском институте аэронавтики, выпускалась с 1974 по 1988 год и до сих пор состоит на вооружении аргентинских ВВС. Всего построено 114 таких самолетов, из них 16 - на экспорт.

"Пукара" не обладает выдающимися летными характеристиками, зато она проста в производстве, надежна, неприхотлива в обслуживании и может базироваться на слабо оборудованных аэродромах с грунтовыми ВПП, а двухдвигательная компоновка и бронированная кабина делают ее довольно живучей.

Изначально самолет предназначался для антиповстанческих действий и противостояния относительно слабым ВВС и ПВО соседей Аргентины. Однако в 1982 году ему пришлось вступить в бой с британской военной машиной, все еще остававшейся одной из мощнейших в мире. К началу войны за Мальвинские острова у Аргентины имелось 60 "Пукар".

После захвата архипелага 24 из них были переброшены на острова Гран-Мальвина и Соледад, поскольку IA-58 оказался единственным аргентинским ударным самолетом, способным работать с местных грунтовок. Только эти машины оказывали воздушную поддержку аргентинской пехоте во время боев с английским десантом высадившимся 21 мая в заливе Сан-Карлос.

До капитуляции аргентинского гарнизона "Пукары" успели совершить 186 боевых вылетов, атакуя британцев бомбами и ракетами, при этом 19 машин были потеряны, а последние пять - достались англичанам в качестве трофеев. Шесть самолетов подорвали "морские котики" во время диверсионного рейда на аэродром Де-Борбон, девять - были уничтожены на земле английской палубной авиацией или расстреляны корабельной артиллерией, один - сбит ракетой "Стингер", один - малокалиберной зенитной установкой и еще один - истребителем "Харриер".

При этом 28 мая пилоту "Пукары" - лейтенанту Мигелю Хименесу удалось сбить английский вертолет Уэстланд "Скаут", одержав единственную подтвержденнную обеими сторонами воздушную победу аргентинских ВВС в этой войне. Да и вообще - единственную воздушную победу южноноамериканцев над европейцами за всю историю авиации. Правда, уже в следующем боевом вылете Хименес погиб, врезавшись в гору из-за потери ориентировки в низкой облачности.

В целом воздушное противостояние англичан и южноамериканских "крепостей" завершилось вполне ожидаемо и закономерно, однако, в отваге аргентинским летчикам не откажешь. Более совершенные аргентинские самолеты иностранного производства - "Скайхоки", "Миражи", "Даггеры" и "Супер-Этандары" - добились куда более значительных успехов, утопив два королевских эсминца, два фрегата, транспорт-контейнеровоз и десантный корабль, но это другая тема.


Двухместная кабина со сдвоенным управлением позволяет использовать "Пукару" в качестве учебной машины, но в боевые вылеты на Мальвинах пилоты всегда летали в одиночку.


"Пукара" в камуфляже 1970-х годов и в специальной "мальвинской окраске" под цвета местной тундры с желтыми элементами быстрой идентификации. Вверху - варианты боевой нагрузки - ракеты и бомбы.


Одна из "Пукар", разбомбленных англичанами на аэродроме Пуэрто Аргентино.


Пилот катапультируется из "Пукары", сбитой "Харриером".


"Пукара" в юбилейной окраске к 40-летию машины. На борту нарисован силуэт Мальвинскоо архипелага.


Окраски экспортных машин ВВС Колумбии и Уругвая.

promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Авиация, Армия, История.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Очень интересно, никогда не слышал про такой самолёт. Да и название для русского уха звучит отлично :-)))
Да вполне известный самолет, тем более аналогов ему не много, на память только "Бронко" приходит.
«"Скайхоки", "Миражи" и "Даггеры" - добились куда более значительных успехов, утопив два королевских эсминца, два фрегата, транспорт-контейнеровоз и десантный корабль».
А французские "Этандары"?
единственного серийного боевого самолета, сделанного в Латинской Америке

Super Tucano?

Edited at 2019-09-06 08:29 pm (UTC)
Он, все-таки, учебно-боевой. У нас же не считают боевым Як-130. Хотя, тоже легкий штурмовик.

Edited at 2019-09-06 08:40 pm (UTC)
Очень жаль, что до войны не додумались, а то как знать.
Даже если бы раньше додумались, все равно с этими древними американскими торпедами ничего бы не вышло. Это же Мк-13, а у нее максимальная скорость сброса - всего 225 км/ч. Подходить на такой скорости к английской эскадре - самоубийство, к тому же, у "Пукары" минимальная эволютивная скорость - 260 км/ч. Арги пытались изобретать различные аэродинамические тормоза, но безуспешно - торпеда либо рикошетировала, либо уходила в глубину, так что ломался гидростат. .
В общем, торпедеры из пукары не получилось. :)
Не помню уже... "Шеффилд" они с какого самолета утопили?
м-м-м, лекгомоторные штурмовики - предмет бешеной ненависти наших патриотов.

бразильский Тукано очень даже серийный боевой самолет(с учебной, как и пукара родословной)

Прежде чем комментировать, желательно почитать предыдущие комменты.
Уже попятили на Пикабу. Разумеется, без ссылок. h ttps://pikabu.ru/story/argentinskaya_krepostia58_pukara_6915600
Я думаю, в исторической перспективе все равно это будут Мальвины, а не Фолкленды. Рано или поздно Британии станет не до них, а Аргентина никуда не денется, так и останется рядом. Сто лет или двести, какая разница.
Я думаю, в исторической перспективе все равно Крым будет украинским. Рано или поздно России станет не до него, а украина никуда не денется, так и останется рядом. Сто лет или двести, какая разница.
Обычное корыто сделанное на коленке - гонять попуасов. Ни что большее - не способен.
НО!!! Действия Пукар породили интересную теоретическую дискуссию относительно перспективного лёгкого ударного дешёвого и экономичного самолёта, способного уничтожать ударные вертолёты.
Дальше бумажно-макетного этапа дело не продвинулось, но забавных проектов было.

В СССР создали свою программу подобного корыта - самолёт судного дня, предполагалось что после обмена ракетно-ядерными ударами настанет не очень глубокой апокалиптец, часть промышленности уцелеет. и надо будет производить технику на уровне Попуасий. В том числе и самолёты.
Имхо самый интересный пррект предполагал использовать кабину Ми-24, трубовинтовые движки, плоскости и фюзеляж от МиГа или Су - 19, точно не помню.
Разумеется дальше салфеток и моделек дело, так же не продвинулось.

А самый самый противопартизанский самолёт всё же сделали - это Су-25. ни на что серьёзное, типа прорыва рубежей ПВО, он очевидно не годен, но для гоняния бородачей по горным склонам вполне эффективный самолёт.
Су-39 оказался слишком инновационным и слишком футуристичным для ВВС РФ и в количествах не производился.