Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

"Летающая крепость" по-аргентински



Ровно полвека назад, 6 сентября 1969 года, впервые взлетел прототип аргентинского штурмовика IA-58 "Пукара" - единственного серийного боевого самолета, сделанного в Латинской Америке. Слово "пукара" на языке индейцев-кечуа означает "крепость". Машина, спроектированная в аргентинском институте аэронавтики, выпускалась с 1974 по 1988 год и до сих пор состоит на вооружении аргентинских ВВС. Всего построено 114 таких самолетов, из них 16 - на экспорт.

"Пукара" не обладает выдающимися летными характеристиками, зато она проста в производстве, надежна, неприхотлива в обслуживании и может базироваться на слабо оборудованных аэродромах с грунтовыми ВПП, а двухдвигательная компоновка и бронированная кабина делают ее довольно живучей.

Изначально самолет предназначался для антиповстанческих действий и противостояния относительно слабым ВВС и ПВО соседей Аргентины. Однако в 1982 году ему пришлось вступить в бой с британской военной машиной, все еще остававшейся одной из мощнейших в мире. К началу войны за Мальвинские острова у Аргентины имелось 60 "Пукар".

После захвата архипелага 24 из них были переброшены на острова Гран-Мальвина и Соледад, поскольку IA-58 оказался единственным аргентинским ударным самолетом, способным работать с местных грунтовок. Только эти машины оказывали воздушную поддержку аргентинской пехоте во время боев с английским десантом высадившимся 21 мая в заливе Сан-Карлос.

До капитуляции аргентинского гарнизона "Пукары" успели совершить 186 боевых вылетов, атакуя британцев бомбами и ракетами, при этом 19 машин были потеряны, а последние пять - достались англичанам в качестве трофеев. Шесть самолетов подорвали "морские котики" во время диверсионного рейда на аэродром Де-Борбон, девять - были уничтожены на земле английской палубной авиацией или расстреляны корабельной артиллерией, один - сбит ракетой "Стингер", один - малокалиберной зенитной установкой и еще один - истребителем "Харриер".

При этом 28 мая пилоту "Пукары" - лейтенанту Мигелю Хименесу удалось сбить английский вертолет Уэстланд "Скаут", одержав единственную подтвержденнную обеими сторонами воздушную победу аргентинских ВВС в этой войне. Да и вообще - единственную воздушную победу южноноамериканцев над европейцами за всю историю авиации. Правда, уже в следующем боевом вылете Хименес погиб, врезавшись в гору из-за потери ориентировки в низкой облачности.

В целом воздушное противостояние англичан и южноамериканских "крепостей" завершилось вполне ожидаемо и закономерно, однако, в отваге аргентинским летчикам не откажешь. Более совершенные аргентинские самолеты иностранного производства - "Скайхоки", "Миражи", "Даггеры" и "Супер-Этандары" - добились куда более значительных успехов, утопив два королевских эсминца, два фрегата, транспорт-контейнеровоз и десантный корабль, но это другая тема.


Двухместная кабина со сдвоенным управлением позволяет использовать "Пукару" в качестве учебной машины, но в боевые вылеты на Мальвинах пилоты всегда летали в одиночку.


"Пукара" в камуфляже 1970-х годов и в специальной "мальвинской окраске" под цвета местной тундры с желтыми элементами быстрой идентификации. Вверху - варианты боевой нагрузки - ракеты и бомбы.


Одна из "Пукар", разбомбленных англичанами на аэродроме Пуэрто Аргентино.


Пилот катапультируется из "Пукары", сбитой "Харриером".


"Пукара" в юбилейной окраске к 40-летию машины. На борту нарисован силуэт Мальвинскоо архипелага.


Окраски экспортных машин ВВС Колумбии и Уругвая.

Tags: Англия, ВВС, История, Латинская Америка, авиация
Subscribe
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →