Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Субмарина иммигрантов



В XIX веке в Чили, как и в другие страны Нового Света, в поисках лучшей жизни съезжались тысячи мигрантов из Европы. Когда в 1865 году вспыхнула война между Испанией и Чили, многие из них решили помочь своей новой родине. Некоторые вступили добровольцами в армию и флот, а немецкий инженер, выходец из Гамбурга Карл-Август Флах (в некоторых источниках - фон Флах, что указывает на дворянское происхождение) решил применить свои технические знания и навыки, спроектировав и построив первую в Южном Полушарии подводную лодку.

В 1848 году Флах принимал активное участие в германской революции, после ее подавления был объявлен в розыск, но успел эмигрировать с семьей за океан. В 1852 году он осел в чилийском портовом городе Вальпараисо, открыв механическую и часовую мастерскую.

Как уже говорилось в предыдущей заметке, началу войны чилийский военный флот был очень слаб. Фактически он состоял из одного корвета и нескольких мелких вооруженных пароходов. Против паровых фрегатов и броненосца "Нумансия" испанской Тихоокеанской эскадры эти кораблики были бессильны. По замыслу Флаха, его изобретение давало возможность чилийцам, хотя бы, частично выравнять шансы.

К сожалению, никаких изображений субмарины Флаха, кроме размещенного в заставке схематического чертежа, не сохранилось. Судя по этому чертежу и текстовым описаниям, она представляла собой клепаный железный цилиндр с коническими законцовками. В носовой части размещалось не совсем понятное приспособление.

Возможно, это самодельная казнозарядная пушка с винтовым затвором и герметичной крышкой, предохраняющей канал ствола от попадания воды. Перед выстрелом крышка откидывалась при помощи тяг, идущих изнутри лодки. Еще одна маленькая пушечка стояла под съемным колпаком на крыше корпуса, а за ней возвышалась небольшая башенка с входным люком.

За кормой видны два гребных винта, которые вращались в противоположные стороны ручным воротом через шестеренчатую передачу. Между ними подвешен руль направления, управляемый рукояткой. Два горизонтальных руля глубины укреплены по бортам. Длина субмарины - 12,5 м, диаметр корпуса - 2,5 м, водоизмещение - 50 тонн (в некоторых источниках - 100 тонн, но, судя по размерам, это явное преувеличение).

Значительный внутренний объем занимали пять балластных цистерн, которые заполнялись забортной водой и опорожнялись ручным насосом - "качалкой", наподобие пожарного. Сверху в корпусе видны четыре маленьких круглых иллюминатора. Согласно описанию, в лодке имелся какой-то химический регенератор-очиститель воздуха (на схеме не показан), позволявший экипажу из 11 человек находиться под водой до 14 часов.

Помимо самого Флаха и его 16-летнего старшего сына, в постройке лодки принимали участе другие мигранты, которых изобретателю удалось зажечь своей идеей: немцы Густав Маас, Валентин Баум, Август Вармут, Герман Шмидт, Людвиг Гриневинк и двое французов, чьих имен история не сохранила.

Неизвестно, когда началось строительство, но к моменту бомбардировки Вальпараисо испанским флотом, состоявшейся 30 марта 1866 года, закончить его не успели. Обстрел вызвал в городе большие разрушения, но к счастью (или, наоборот, к несчастью) для Флаха и его компаньонов, помещение, в котором сооружалась лодка, не пострадало. К концу апреля подводное судно было достроено. Война все еще продолжалась, а потому проект не потерял актуальности.

Первое испытание состоялось в бухте Вальпараисо 2 мая. В нем участвовали все строители лодки, а также - чилийские представители -  Адольфо Пульгар и Франсиско Родригес. Пробные погружения прошли, в общем, успешно. При заполнении цистерн субмарина уходила на глубину, а при выкачке воды - уверенно всплывала. Но попытки привести ее в движение под водой показали, что привод винтов ручным воротом - малоэффективен, максимальная скорость не превышала двух узлов.

Тем не менее, Флаш был в восторге. В тот же день он отправил письмо чилийскому президенту Хосе Хоакино Пересу, как раз в этот момент находившемуся в Вальпараисо, с приглашением лично принять участие в очередном погружении. Однако президент не ответил. По словам очевидцев, прочитав письмо, он скептично произнес: "Y si se Chinga?"

Очень приблизительно это можно перевести как "А что, если у него не получится?". Более дословный перевод я давать не буду, поскольку он звучит крайне неприлично. Достаточно сказать, что испанское слово "Chinga" является аналогом русского матерного глагола на букву "Е".

Предчувствие Переса не обмануло. Он вообще был крайне осторожен и предусмотрителен. Возможно, поэтому ему удалось дожить до 88 лет, пережив массу войн, государственных переворотов и прочих катаклизмов. А для Флаха и его команды следующий день - 3 мая - стал последним в их жизни.

В этот день изобретатель решил попробовать опуститься на глубину 50 метров. В присутствии многочисленных зрителей, собравшихся на набережной, субмарина в 9 часов утра медленно отплыла на несколько сот метров от причала и скрылась под водой. Больше она уже не всплыла. Примерно через час люди начали проявлять беспокойство, а еще через несколько часов стало ясно, что произошла катастрофа.

Следующим утром на поиски затонувшей лодки, по просьбе чилийцев, отправися английский фрегат "Леандр", на борту которого имелось водолазное снаряжение. Вскоре ему удалось обнаружить цепочку пузырьков воздуха, поднимавшуюся из глубины. На этом месте под воду спустили водолаза Джона Уоллеса, однако, из-за плохой видимости он ничего не нашел.

Затем последовало еще несколько погружений, но только 6 мая Уоллес отыскал-таки субмарину, почти целиком зарывшуюся в донный ил, так что над ним торчала только корма с винтами. Хотя, уже не было никаких шансов на то, что внутри лодки кто-то остался в живых, ее все же решили поднять. Уоллес обвязал корпус лодки цепями, но при попытке подъема цепи лопнули. Вытащить субмарину из засосавшего ее ила не удалось.

На этом закончилась история первого латиноамериканского подводного корабля, погубившего своего изобретателя и всех своих строителей. Подлодка, так и оставшаяся безымянной, до сих пор лежит на дне. В прошлом году ее удалось повторно обнаружить с помощью мощного металлодетектора под накопившимся за полтора века толстым слоем донных отложений. Но ни о каком подъеме речь уже не идет. Останки Флаха, его сына и девяти его компаньонов навсегда останутся в их железном гробу.

Причина трагедии так и осталась невыясненной. Скорее всего, в ходе испытаний Флах опрометчиво посадил лодку на грунт и при этом она прочно "приклеилась" к илу, либо - за что-то зацепилась, а потому опорожнение балластных цистерн уже не позволило ей вырваться из подводного плена.


Карл Флах и его сын с пушкой, предположительно - той самой, которая впоследствии была установлена на субмарине.
Tags: История, Латинская Америка, катастрофы, стимпанк, тайны, флот
Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments