Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Атомный дикарь

6181343084_5c209d8ff2_b.jpg

Ровно 70 лет назад, 13 сентября 1949 года, на вооружение американской морской авиации поступил первый в мире палубный носитель ядерного оружия. Самолет Nort American AJ-1 Savage ( в переводе - "варвар" или "дикарь") мог нести в бомболюке 30-килотонную атомную бомбу Mk.4 или 160-килотонную Mk.6 на дальность до 1350 км.

Основными потенциальными целями "Сэвиджей" были советские порты на Черном, Балтийском и Баренцевом морях, а также - на Тихом океане. Стартуя с авианосца в Северном море, он без проблем долетал до Риги, Таллина, Кронштадта и Ленинграда, а из Средиземного моря - до Одессы, Николаева, Севастополя, Батуми и Новороссийска. В случае войны эти бомбардировщики могли за пару часов лишить СССР всех военно-морских баз, а заодно и флотов.

"Сэвидж" имел оригинальную силовую установку, состоявшую из двух поршневых двигателей "Дабл Уосп" мощностью по 2200 л.с. и одного турбореактивного J33 с тягой в 20 килоньютонов. ТРД включался на взлетном режиме и в районе цели для преодоления ПВО на максимальной скорости. С ним бомбардировщик разгонялся до 758 км/ч, что делало его неуязвимым для поршевых перехватчиков, а рабочий потолок в 12400 м превосходил возможности советской зенитной артиллерии. Да и для ранних реактивных истребителей AJ-1 из-за его высокого потолка был очень сложной мишенью.

Американцы настолько полагались на высокие летные данные бомбардировщика, что решили не оснащать его защитным оружием. Экипаж "Сэвиджа" состоял из трех человек: пилота, штурмана, который мог при необходисости сменить пилота за штурвалом, а также - оператора вооружения, который приводил в боевую готовность ядерную бомбу. Особенностью конструкции Mk.4 было то, что ее плутониевый боезаряд хранился отдельно в специальной защитной капсуле и вставлялся в корпус непосредственно перед сбросом.

Всего было построено 140 "Сэвиджей", из них 110 - в варианте бомбардировщика, а остальные - в фоторазведывательной модификации AJ-2P. Самолеты базировались на авианосцах классов "Мидуэй", "Эссекс" и "Форрестол" до 1960 года, когда их сменили турбореактивные палубные бомбардировщики А-3 Skywarrior.


Первый прототип "Сэвиджа" XAJ-1.

AJ-1_in_flight_over_California_1950.jpg
Первый серийный AJ-1 в полете над Калифорнией.

46b056f5d76c74e3ad6e5a7afaf53e68.jpg
AJ-1 в ранней темно-синей окраске. Позже эти машины были перекрашены в "атомный" камуфляж со светло-серым верхом и белым низом, снижающий воздействие светового излучения ядерного взрыва.

maxresdefault (3).jpg
"Сэвидж" стартует с палубы авианосца. За передней стойкой шасси видно крепление к катапульте.

1280px-North_American_AJ-2_Savage_of_VAH-6_lands_on_USS_Yorktown_(CVA-10)_on_6_December_1955_(NH_97459).jpg
"Сэвидж" на посадке. Перед ним - натянутые поперек палубы тросы аэрофинишера.

AJ-1 wf Mk 4 Redux.jpg
Компоновочная схема "Сэвиджа" с боевой нагрузкой. Вместо ядерного боеприпаса он мог нести до 5400 кг обычных бомб.

4484575111_294cd53d80_z.jpg
Макеты атомных бомб Mk.4 и Mk.6.

photo_9999_28076.jpg
Единственный сохраненный экземпляр "Сэвиджа" в авиамузее.
Tags: ВВС, История, США, Холодная война, авиация, атомпанк
Subscribe
promo vikond65 june 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 73 comments