я

Не наш вертолет



Ровно 80 лет назад, 14 сентября 1939 года впервые взлетел вертолет "Сикорский" VS-300 - родоначальник огромного семейства всемирно известных американских винтокрылых машин. Его создателю - авиаконструктору Игорю Сикорскому уже исполнилось 50 лет, но он, тряхнув стариной, сам занял место за рычагами и поднялся в воздух, как на заре авиации, когда разработчики аэропланов зачастую были и их испытателями.

Разработкой VS-300 Сикорский занялся по собственной инициативе, просто потому что ему это было интересно. И уже после успешного завершения испытаний аппаратом заинтересовались американские военные. Они профинансировали постройку новой, улучшенной модели, ставшей первым в мире крупносерийным армейским вертолетом.

Возникает вопрос: если бы Сикорский после революции не эмигрировал, а остался в России, то смог бы он войти в историю не только как создатель первого в мире многомоторного самолета, но и как "отец" вертолетостроения? Думаю, что нет, поскольку в СССР авиаконструкторы занимались не тем, что они сами считали нужным и интересным, а лишь тем, что им заказывали "сверху".

А вертолеты в 30-е годы у нас считались бесперспективной тематикой и на их разработку никто заданий не выдавал и денег не выделял. Особенно - после того как в 1936 году была закрыта программа единственного советского довоенного вертолета ЦАГИ 1-ЭА, а его создателей - Черемухина и Изаксона вскоре посадили за "вредительство".

Так что, в СССР у Сикорского вряд ли был бы шанс стать всемирно известным вертолетостроителем. Да и вообще, судьба его, скорее всего, была бы незавидной, ведь в довоенный период практически всем оставшимся в России авиаконструкторам с дореволюционным стажем, либо - с дореволюционным высшим образованием пришлось пережить унизительные допросы в ОГПУ-НКВД, а потом - провести по несколько лет за решеткой. Единственное исключение - Яков Гаккель, но он еще в начале 20-х полностью отошел от авиации, переключившись на разработку тепловозов.

В послевоенный период отношение к конструкторам заметно улучшилось, но все равно они фактически оставались привилегироваными рабами системы. Свободы творчества, передвижения, предпринимательства и многих других свобод у них по-прежнему не было, хотя, в материальном плане они были вполне обеспечены, особенно - на фоне тогдашнего "среднесоветского" жизненного уровня. Впрочем, многих такое положение устраивало.

На заставке - Сикорский в первом полете на VS-300.


В начале 1940 года вертолет был радикально усовершенствован: у него появилась закрытая кабина, изменилась схема шасси, и исчезли горизонтальные рулевые винты, оказавшиеся ненужными. В кабине модернизированного VS-300  - опять Сикорский.


Одна из первых публичных летных демонстраций в 1940 году. VS-300 уверенно держался в воздухе, легко управлялся и развивал скорость до 80 км/ч, что считалось очень высоким показателем для тогдашних винтокрылых машин. Тем более, что на нем стоял относительно маломощный четырехцилиндровый мотор "Франклин" О-200 в 90 л.с.


В 1941 году Сикорский поставил VS-300 на надувные поплавки, получив таким образом первый в мире вертолет-амфмибию. В том же году он установил мировой вертолетный рекорд дальности полета, пролетев за полтора часа 120 километров.


Слева - VS-300 на взлете, справа - он же в техническом музее Генри Форда. Видна силовая установка с ременной передачей от мотора к редуктору, бензобак и автомат перекоса.
promo vikond65 июнь 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Авиация, История.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
И без Сикорского нормальные вертолеты были.
Партия сказала сделать вертолет -сделали.
Вот далеко не всегда у нового видны перспективы и примеров тому множество. Думаю, вот как. От опытного образца в состоянии "оно наконец-то полетело" до достаточно полноценной машины, способной выполнять серьезные задачи довольно большой путь, требующий исследований, разработок, испытаний и хоть и единичного поначалу, но производства. Всё это требует и финансирования и людских ресурсов и промышленных. Возможно, наверху посчитали, что на тот период лучше будет сконцентрироваться на уже устоявшихся самолетах и не распылять усилия на ещё одну, к тому же, совершенно молодую авиационную тематику.
Не было у наших авиаконструкторов возможности основать свою авиастроительную фирму, заработать денег и потом тратить их на те разработки, которые, по их мнению, являлись интересными и перспективными.
https://radion-23.livejournal.com/165541.html
Вертолет или как ранее назывался – геликоптер был разработан студентом Б. Н. Юрьевым, в котором были впервые в мире решены основные вопросы: управляемость геликоптера, сообщение поступательной (горизонтальной) скорости и безопасный спуск при внезапной остановке мотора. Эта схема и была запатентована Б. Н. Юрьевым в 1910 г.
Сикорскому было 21 год, в 1910 году он испытывал аэросани своей конструкции.

а я вас действительно считал специалистом
Самолет впервые запатентовал Уильям Хенсон в 1843 году, но родоначальником авиации считается не он, а братья Райт. Намек, надеюсь, понятен?
Двум гениальным ученым не место в одной стране. Правильно сделал, что уехал.
Да, в СССР был один гений - товарищ Сталин. А все остальные - его ученики.
А почему Яковлеву не дали дальше третьим поучаствовать?
Разрабатывал бы продольную схему, тем более что враг то не бросал ею заниматься?
А это уже вопрос не ко мне. Я не знаю, почему советские чиновники от авиации зарубили продольную схему.
Небольшое уточнение: Сикорский придумал вертолёт не от хорошей жизни, хотя это и в самом деле была инициативная разработка. Дело в том, что в 1929 году, аккурат перед Великой депрессией, фирма Сикорского влилась на правах дивизиона в более крупную United Aircraft (ныне United Technologies). В первой половине 1930-х они производили успешные летающие лодки и амфибии, включая знаменитые трансатлантические "летающие клиперы" S-42. Но к концу 1930-х то ли в связи со снижением доходов, то ли по иным причинам дивизион Сикорского влили в дивизион Воута. В результате в знаменитом палубном истребителе "Корсар" механизацию крыла и хвостовое оперение разработал то ли сам Сикорский, то ли его сотрудники. Но роль подчиненного Сикорского не устраивала и вот он затеял, как говорят американцы, "бутлегерский проект"* разработки вертолёта. Но крайне примитивная конструкция машины обеспечивала исключительную гибкость (за 1,5 года были опробованы 4 схемы вертолета) и быстроту восстановления после аварии, так что к 1942 году Сикорский имел лучший вертолёт в США. С тех пор Сикорский так и остался вертолётным дивизионом в составе United Technologies.

*Судя по всему, до начала финансирования вертолетов федеральными властями этот проект не презентовался руководству компании
Речь-то не об этом, а о том - мог ли Сикорский, оставшись в СССР, по собственному желанию построить и довести до ума свой вертолет? Даже если бы он не оказался в шарашке, как большинство его коллег.

Edited at 2019-09-14 11:03 pm (UTC)

Что там у нас сейчас с гражданским авиастроением? Развивается при наконец наступившей свободе твогчества без коммуняк? Или на советском заделе и импортных деталях кое-как существует, как инвалид?



Edited at 2019-09-14 09:11 pm (UTC)
После "свободы" вырождения научной интеллигенции, организованной коммуняками на заре СССР, да, ждем прорыва.
Сикорский не отец вертолетостроения, в СССР ЦАГИ-1ЭА не единственная довоенная вертолетная программа, Черемухина-старшего к середине 30-х вообще не интересовали вертолеты, он был занят куда более важными делами итд итп... Вы бы хоть самого Изаксона почитали бы что ли... А не набрасывали на вентилятор.
Пишите в своем журнале всё, что вам заблагорассудится, и избавьте меня от своих "мудрых" советов. Вы же знаете, куда посылают таких советчиков, поскольку уже не раз там бывали. :)
>В 1941 году Сикорский поставил VS-300 на надувные поплавки, получив таким образом первый в мире вертолет-амфмибию.

Спереди корзинка из супермаркета приделана? Были такие уже тогда?
Еще есть фотка, где чувак кладет в эту корзинку портфель, но она мелкая. :)

Как бы стране хватало Миля и Камова.
А Сикорский уехал - и на здоровье.

ребята работали в извечной совковой парадигме - "Зачем создавать что то свое, если можно спиздить чужое ?"
На ютюбе, кстати, есть несколько роликов про VS-300. Реклама, однако. Особенно забавный про полёт в супермаркет за яйцами. https://youtu.be/fN41x9dWdks
про возможную судьбу Сикорского в СССР - это Вы в точку