Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Проклятие самоубийства

1425504587-g.dmitriev-56

Сегодня - годовщина одного из самых мрачных событий в истории российского флота. Ровно 165 лет назад, 21 сентября 1854 года (по новому стилю), по настоянию главнокомандующего сухопутными и морскими силами в Крыму - престарелого князя Меншикова, военный совет флагманов Черноморского флота принял позорное решение о самозатоплении в Севастопольской бухте линкоров "Уриил", "Три Святителя", "Силистрия", "Селафаил" и "Варна", а также - фрегатов "Сизополь" и "Флора".

Затопление состоялось на следующий день и велось в большой спешке: корабли были расстреляны из орудий и ушли на дно вместе с артиллерией и боеприпасами. С них не успели свезти на берег даже личные вещи офицеров. Впоследствии родился пропагандистский миф, будто пушки с затопленных линкоров были сняты и усилили сухопутную оборону города, однако, это ложь. Была ли реальная необходимовть в столь торопливом "самоубийстве"? И достоин ли этот поступок той славы и почестей, которые ему оказывают? Я считаю, что нет.

Известно, что после поражения русской армии на реке Альма Меншиков впал в отчаяние. Он был уверен, что Севастополь обречен и защищать его бесполезно, а потому решил вместе с гарнизоном покинуть город и ретироваться в Бахчисарай. Перед этим адмирал Корнилов спросил у князя - а что же делать с флотом, блокированным вражеской эскадрой в Севастопольской бухте? В ответ Меншиков раздраженно огрызнулся: "Засуньте его себе в карман!"

Перед началом совещания у Меншикова возникла "гениальная" идея - затопить линкоры, чтобы сделать из них подводный барьер, преграждающий вражескому форту вход в бухту. О том, что корабли, ведущие огонь при поддержке мощных береговых батарей, являются для врага куда более опасным "барьером", нежели простые донные заграждения, Меншиков почему-то не хотел и думать.

Кронилов (к сожалению, - единственный из участников совета) резко возражал против самоуничтожения флота, но князь поставил перед ним ультиматум: либо - согласие, либо - отставка и высылка из города. Скрепя сердце, адмирал согласился.

waterlogged_barks_1l

Надо заметить, что первоначально планировалось затопить сразу все корабли, но, когда стало понятно, что интервенты не собираются с ходу штурмовать Севастополь, самоуничтожение флота было временно приостановлено. Однако в ноябре, чтобы "усилить заграждение", затопили линкор "Гавриил", а в феврале следующего года пустили на дно еще три линкора и три фрегата, правда, с них успели снять вооружение и боеприпасы. Таким образом, Черноморский линейный флот фактически прекратил свое существование.

С тех пор истеричный приказ Меншикова о затоплении боевых кораблей в России принято считать правильным и мудрым решением. Однако далеко не все разделяют эту точку зрения. В 1901 году военный теоретик полковник Мошнин в своем труде "Оборона побережья" писал: "История не знает другого примера столь же безумного и бессмысленного уничтожения своих собственных боевых средств..." Далее Мошнин приравнивает сентябрьское затопление русских судов к тому, как, если бы кавалеристы, вооруженные саблями, встретились с противником, вооруженным пиками, и на этом основании сами зарубили бы своих лошадей.

А вот, что писал в 1902 году известный военный историк Д. Лихачев: “Заграждение входа на севастопольский рейд затопленными судами Черноморского флота имеет, в тактическом и стратегическом отношениях, значение безусловно отрицательное. То, что обыкновенно считается прямым и весьма важным результатом затопления судов, — помощь, оказанная флотом сухопутной обороне людьми и орудиями, — могло быть сделано, не прибегая к этой крайней мере. Во всех же других отношениях ее влияние на ход обороны оказалось скорее вредным, чем полезным”.

Аналогичную точку зрения высказывал французский военный историк Блэрзи: “События (Крымской войны) доказали бессмысленность такой меры, как потопление кораблей с целью преградить неприятелю путь на рейд, потому что защищавшие вход в бухту форты со своими тремя ярусами батарей впоследствии с успехом боролись против всех соединенных флотов. А если это потопление было бессмысленно, то не была ли столь же неуместной, чтобы не сказать больше, сдача врагу без боя господства на море?”

К сказанному можно добавить, что более чем трехвековую историю российского Военно-морского флота можно условно разделить на две примерно равные части: до "севастопольской утопии" и после нее. Все свои славные победы наш флот одержал до этого бесславного события, а после него ему не удалось выиграть ни одного крупного морского сражения. Как будто, на него в тот черный день легло некое проклятие, которое не удалось преодолеть до сих  пор.
Tags: История, Крымская война, Россия, катастрофы, пропаганда, флот
Subscribe
promo vikond65 june 23, 2019 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 247 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →