Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Срубили дуб...

scapaflow

Ровно 80 лет назад, в ночь с 13 на 14 октября 1939 года германская подводная лодка U-47 под командованием Гюнтера Прина незаметно проникла в тщательно охраняемую главную базу британского флота Скапа-Флоу и торпедировала стоявший на якоре линейный корабль "Ройял Оук" (в переводе - "Королевский дуб").

Пораженный четырьмя торпедами огромный линкор быстро затонул, при этом из 1200 человек его команды погибли 833 офицера и матроса, включая контр-адмирала Генри Блэгроува. Несмотря на поднятую англичанами тревогу, субмарина сумела беспрепятственно покинуть гавань и с триумфом вернулась в Германию. Это была первая крупная победа немецких подводников во Второй мировой войне.

7 или 8 марта 1941 года U-47 пропала без вести в очередном боевом походе, но до своей гибели она успела потопить 30 неприятельских судов суммарным водоизмещением 186 тысяч тонн. Впрочем, этот результат Прина не был для немцев рекордным. Например, попавший в плен 17 марта того же года Отто Кречмер, командир субмарины U-99, утопил 44 вражеских судна общим тоннажем более 270 тысяч тонн, в том числе три крупных вспомогательных крейсера и эсминец. На счету Вольфганга Люта 43 уничтоженных судна (225 тысяч тонн), включая подводную лодку. Иоахим Шепке, которому было всего 28 лет, в 1939-1941 годах утопил 36 судов, причем семь из них - всего за три часа!

К великому сожалению, достижения советских подводников на этом фоне можно охарактеризовать фразой "обнять и плакать". Ведь, если судить не по их бравурным отчетам, а по реальным проверенным данным, подтвержденным противоположной стороной, то самый результативный из них - В.Я. Власов уничтожил лишь шесть плавучих объектов (один танкер и пять мелких шхун) суммарным водоизмещением всего-навсего 3736 тонн. На втором месте С.П. Лисин - пять транспортов, 9164 тонны. Если же оценивать по тоннажу, то на первом месте А.И. Маринеско - два потопленных корабля, примерно 40 тысяч тонн.

Вообще, реальная история советского подводного флота во Второй мировой войне настолько печальна и удручающа, что надо обладать железной психикой и стальными нервами Мирослава Морозова, чтобы заниматься ею всерьез, без риска впасть в депрессию и спиться. Ведь, если называть вещи своими именами, то фактически никакого вклада в победу этот многочисленный флот не внес, а по боевой эффективности (количество потопленных целей в расчете на одну подлодку) он был на последнем месте в мире среди основных воюющих держав.

Более того, это был единственный в мире подводный флот, чьи потери превышали количество уничтоженных им вражеских объектов. На каждую потерянную советскую подводную лодку приходилось всего 0,74 потопленных корабля. Уж не говоря о том, что подавляющее большинство этих объектов приходилось на "каботажную мелочь". Советский подводный флот за годы ВОВ не утопил ни одного более-менее крупного боевого корабля даже класса "эсминец".

При этом на строительство подлодок в 1930-е годы СССР затратил астрономическую, по тем временам, сумму 1,35 миллиарда рублей. И это не считая затрат на подготовку экипажей, береговую инфраструктуру, топливо, боеприпасы и т.д. А результат - ничтожный, почти нулевой. Думаю, это один из наиболее наглядных примеров "эффективности" сталинского военного планирования. 


royal-oak5
Линкор "Ройял Оук"

edjT98v
"Ройял Оук" во время визита на Мальту в 1938 году.

061024-Royal Oak Ensgin-03
И он же через год - на дне бухты Скапа-Флоу.

U47-crew
Команда U-47 после возвращения из боевого похода.

U_995_Typ_VII-C_Laboe_31.07.04
Субмарина типа VII, однотипная с U-47, установленная в качестве музея на берегу Кильской бухты.
Tags: Вторая мировая, Германия, История, СССР, флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Кто же трубу взорвал?

    Сегодня исполнился ровно год со дня одного из самых громких, резонансных и загадочных терактов последних лет - подрыва балтийских подводных…

  • Это есть наш последний и решительный бой...

    Ровно 105 лет назад, 26 сентября 1918 года, армии Англии, Франции и США начали последнее наступление на Германию в ходе Первой мировой войны.…

  • Ногою твердой встав при море...

    Ровно 240 лет тому назад, 26 сентября 1783 года, на судоверфи русского города Херсон был торжественно спущен на воду первый линейный корабль…

promo vikond65 october 30, 2012 13:17 387
Buy for 50 tokens
Итак, я Вячеслав Кондратьев, а это мой очередной журнал. Правда, все предыдущие журналы, которые я когда-то делал, либо продолжаю делать, отпечатаны на бумаге: "Крылья Родины", "Авиамастер", "Авиапарк", "Легендарные самолеты"... Из их названий видно, что меня…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 280 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Кто же трубу взорвал?

    Сегодня исполнился ровно год со дня одного из самых громких, резонансных и загадочных терактов последних лет - подрыва балтийских подводных…

  • Это есть наш последний и решительный бой...

    Ровно 105 лет назад, 26 сентября 1918 года, армии Англии, Франции и США начали последнее наступление на Германию в ходе Первой мировой войны.…

  • Ногою твердой встав при море...

    Ровно 240 лет тому назад, 26 сентября 1783 года, на судоверфи русского города Херсон был торжественно спущен на воду первый линейный корабль…