я

Выбираем паровоз

037_001

Ровно 190 лет назад, 16 октября 1829 года в приморском городке Рэйнхилл на западе Англии завершились первые в мире состязания механических самодвижущихся экипажей. Их главной целью был выбор локомотива для строящейся железной дороги Ливерпуль-Манчестер. А второстепенной, но не менее важной - реклама нового вида транспорта и привлечение к нему внимания общественности. Поэтому соревнования сделали открытыми, построив трибуну для публики и украсив ее флагами.

Хотя конкурс в Рэйнхилле иногда называют "паровозными гонками" или даже "паровозными скачками", совместных испытаний локомотивов не проводилось. Каждая машина тестировалась отдельно, при этом замерялась ее скорость на мерном участке, тяговое усилие и тормозная дистанция.

В соревнованиях приняли участие четыре паровоза и локомотив, приводимый в движение лошадью, однако, конкурса, как такового, не получилось, поскольку все участники, кроме одного, "сошли с дистанции" из-за поломок. Оставшийся претендент, преодолевший все этапы, был объявлен победителем как самый надежный, а его создатель Джордж Стефенсон в качестве приза получил контракт на поставку своих паровозов для Ливерпуль-манчестерской магистрали.

На заставке - современный рисунок, посвященнный соревнованиям, а далее - подборка изображений их участников.


Bd5bc60e19415e4fb4da9d9a9511e40cad3b7479
"Коневоз" Томаса Шоу Брэндрета, конструкция которого вполне понятна из рисунка. Непонятно только, почему его допустили до соревнований локомотивов на паровой тяге, и на что рассчитывал его автор, ведь сила одной лошади заведомо меньше, чем мощность паровых машин. Впрочем, экипаж, который Брэндрет назвал "Циклопедом", даже не успел продемонстрировать свои возможности, так как в первый же день соревнований "конский конвейер" лопнул под копытами "двигателя", а несчастное животное упало и переломало ноги. На этом участие "Циклопеда" в конкурсе закончилось.

90747802
Паровоз "Персеверэнс" ("Настойчивость") Тимоти Бёрстолла. Несмотря на свое название, он продержался не многим дольше "Циклопеда". Еще при транспортировке к месту соревнований его опрокинули и поломали. Автор несколько дней пытался починить свое детище и в итоге кое-как смог привести его в движение, но после ремонта паровоз развивал скорость не более 10 км/ч, да и то без нагрузки. Это намного уступало требованию заказчика, а потому "бутылку на колесах" сняли с соревнований.

90781517
Локомотив "Санс Парейл" ("Несравненный") Тимоти Хэкуорта. Паровик со столь нескромным названием имел некоторые шансы, но в ходе соревнований у него треснул один из цилиндров, отчего мощность двигателя резко упала. Устранить такую поломку можно было только в заводских условиях, поэтому "Несравненному" засчитали поражение.

Кстати, обратите внимание, что машинист этого паровоза во время движения стоял на маленькой дощатой платформе, укрепленной над задними колесами на высоте около двух метров и не имевшей никаких ограждений. Создатели тогдашних механизмов в последнюю очередь думали о безопасности тех, кому предстояло их обслуживать, а об удобстве их работы они вообще не думали.



Sans_Pareil_Replica-L
Современная реплика "Санс Парейла". Этот локомотив был не тянущим, а толкающим, он ездил позади вагонов и тендера.

the-novelty-locomotive-train-steam-transport-engine-vehicle-track-BACCDF
Паровоз Джона Эрикссона и Джона Брейтвейта "Новелти" ("Новинка"). Самая совершенная, очень легкая и наиболее быстрая машина из всех участников конкурса. Кстати, это первый в мире паровоз, оснащенный рессорами. В одном из заездов "Новинка" достигла фантастической по тем временам скорости 45 км/ч. Однако ее тоже постигла неудача - лопнула дымогарная трубка парового котла. Проявив героические усилия, котел за сутки сумели починить, но на следующий день, в очередном заезде, "посыпались" и остальные трубки. Результат - дисквалификация.


Во время движения уголь в котел "Новинки" загружался сверху.


Современная ходовая реплика "Новелти", построенная в 1980 году.

1920s_henry_ford_rocket_replica
Наконец, победитель конкурса - знаменитая стефенсоновская "Ракета". Благодаря его надежности и безотказности фирма Стефенсона стала эксклюзивным поставщиком локомотивов для первой в мире дальней железнодорожной магистрали.

'The_Rocket'_locomotive_engine_-_Stephenson_(25778402425)
Вид на "Ракету" с другого борта.


Ходовая реплика "Ракеты". Почему бы у нас не воспроизвести таким же образом паровоз Черепанова? 

Rocket_Cylinder
Цилиндр с золотниковым механизмом, топка и котел "Ракеты" в разрезе.
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Транспорт.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
"Ходовая реплика "Ракеты". Почему бы у нас не воспроизвести таким же образом паровоз Черепанова? " - потому, что по нашему паровозу ничего нет, кроме пары рисунков.

Edited at 2019-10-16 02:46 pm (UTC)
Действительно, как китайцам с Алибабы разместить заказ на воспроизводство паровоза, если нет чертежей.
Ну, паровоз Черепановых - это горно-заводская дорога, не очень зрелищно, да и уж больно в бебеняках нетуристических :-(
А вот сделать бы рабочим состав, который в Питере на Витебском стоит, и пустить бы его до Царсокго села или Павловска по выходным...
В качестве туристического аттракциона его можно где угодно запускать.
"Трамвай пустить - это вам, товарищи, не ешака купить!" ©
45 км/ч - это ж космическая скорость для тех лет, дамы должны в обморок валиться пачками.
Интересно, что было бы, если бы Эриксон не понтовался скоростью, а выиграл бы конкурс, как бы пошло дальнейшее развитие...
странно, что изобретатели не удосужились предварительно самостоятельно испытать свои творения на время "наработки на отказ".
а разве у Стефенсона была своя фирма? Нанят он вроде был. Да и Ракету его сын спроектировал, Роберт.
Насколько я смог понять, Циклопед- железнодорожный аналог коноводного судна, при этом должен заметить, коноводные суда оказались куда удачливее их железнодорожного аналога.
Ну, это с какой стороны посмотреть. Конки широко использовались вплоть до начала 20 века. Просто конструкция "циклопеда" оказалась неудачной и, в общем, бессмысленной. Зачем ставить коня на "конвейер", если он может просто тащить вагон?
Есть версия, что паровоза Черепановых попросту не существовало.
А как же статьи в "Горном журнале"? Вроде, достаточно серьезное издание.