я

Два юбилея

alexandr arhipov

На сегодняшний день выпали сразу две интересные историко-технические даты. Во-первых, ровно 90 лет назад, 18 октября 1929 года, впервые поднялся в воздух самый массовый советский довоенный пассажирский самолет К-5. Эта машина выпускалась в нескольких модификациях с 1930 по 1935 год и была растиражирована в 293 экземплярах. Для сравнения, вторых по численности советских авиалайнеров тех времен - АНТ-9 построили всего 100 штук.

К-5 имел смешаную деревянно-металлическую конструкцию, салон вмещал восемь пассажиров, в хвосте фюзеляжа оборудовали туалет. Машина развивала скорость до 206 км/ч и набирала высоту 5000 м, хотя, обычно полеты совершались ниже, поскольку К-5, как и все тогдашние пассажирские самолеты, не имел гермокабины и кислородного оборудования. Дальность полета составляла 960 км.

В 1930-е годы К-5 являлся основной "рабочей лошадкой" Аэрофлота. Эти самолеты обслуживали большинство регулярных авиалиний, в том числе - самые напряженные: Москва - Харьков, Москва - Ленинград и Москва - Минск. Расстояние между Москвой и Ленинградом К-5 преодолевал за 3,5 часа. Пилоты любили его за надежность, устойчивость, послушность и легкость управления. На заставке К-5 в стандартной серебристой окраске, рисунок Александра Архипова.

Создатель К-5 Константин Алексеевич Калинин получил достойную награду - в 1938 году его объявили врагом народа и после зверских пыток приговорили к расстрелу. Он был одним из многих советских инженеров и ученых, попавших за решетку по лживым и вздорным обвинениям в те времена, о которых сейчас ностальгируют сталинисты.

Однако из ведущих авиаконструкторов расстреляли только его, а остальных отправили в "шарашки". Дело в том, что харьковские следователи НКВД, выбивавшие из Калинина "признания" в шпионаже и вредительстве, слегка перестарались и авиаконструктор от их стараний лишился рассудка. Когда стало ясно, что он невменяем и уже не годится для работы в тюремном КБ, его ликвидировали как отработанный материал.


В 1955 году, то есть еще до ХХ съезда КПСС, Калинин был посмертно реабилитирован за отсутствием состава преступления.

K-5-M-22
К-5 с двигателем М-22.

K-5-M-17-(2)
К-5 с двигателем М-17 (BMW-VI).

k5-4
Константин Калинин (справа) возле одного из своих самолетов и облицованный пробковыми панелями салон К-5. В задней стенке - дверь в санузел.

kalinin5-m17
К-5 с М-17 в "ливрее" Аэрофлота конца 1930-х годов.


Сегодня же исполняется ровно 65 лет с того дня, когда американская фирма Texas Instruments объявила о создании первого в мире общедоступного карманного транзисторного радиоприемника Regency TR-1 - родоначальника всех компактных бытовых электронных приборов. 18 октября 1954 года его рекламные анонсы появились одновременно во многих американских газетах.

"Редженси" поступил в продажу 1 ноября и за год разошелся в количестве более 100 тысяч экземпляров, несмотря на относительно высокую цену в 50 долларов (410 - по нынешнему курсу), а в "гламурном" перламутровом корпусе - 55. В то же время ламповые приемники с лучшим качеством звучания, но гораздо более тяжелые и громоздкие продавались по 15-20 долларов.

Однако "Редженси" мог непрерывно работать от встроенного аккумулятора 30 часов, а переносные ламповые приемники, потреблявшие гораздо больше электроэнергии - всего пять часов. К 1956 году благодаря налаживанию массового производства цена TR-1 снизилась до 30 долларов. Но к тому времени подобные изделия выпускали уже многие американские, западноевропейские и японские фирмы.

Серйное производство первых советских карманных транзисторных приемников "Нева" началось только в 1960 году. После денежной реформы 1961 года их продавали по 43 рубля 70 копеек. Среднемесячная зарплата по стране после вычета налогов составляла в 1961 году 70 рублей 30 копеек, так что, эту дорогую игрушку мало кто мог себе позволить.


regency-tr-1
Реклама "Редженси".

allradios
Цветовая гамма первых транзисторных приемников.


Приемник "Нева".
promo vikond65 июнь 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: История.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Самолёты того времени были прекрасны своим брутальным дизайном...
В 61 году у него была чистая зарплата 150 рублей? Кем же он работал?
Это конечно не повод для расстрела, но самолеты Калинина на редкость уродливы.Хуже только Юнкерс Ф13
Вы не правы, это очень веский повод для расстрела. Очень жаль, что Юнкерса не расстреляли.
Жуткая история, про сумасшествие Калинина не знал.
Давным-давно в одной далекой галактике на одном маленьком форуме один сталинобожец пытался доказать, что Калинина расстреляли совершенно правильно за катастрофу гигантского летающего крыла К-7. Но в процессе обсуждения выяснилось, что машина разрушилась из-за бафтинга, а научная статья Абдрашитова, объяснявшая механизм возникновения бафтинга и меры противодействия, появилась лишь в 1939 году ЕМНИП.
Да и вообще, что за "логика" такая людоедская? Если бы авиаконструкторов расстреливали за катастрофы их машин, то мы до сих пор летали бы на воздушных шарах. Впрочем, для сталинистов эта "логика" характерна.
Очень интересно!

Жаль Калинина :(

Сикорский дважды звал Калинина в Америку, но он не поехал, когда еще была такая возможность. Даже когда людей арестовывали, они продолжали верить в справедливость советской власти. Но кто сказал, что жизнь - справедливая штука?

Всего 5-6 лет запоздания в выпуске мини-приемника? Недостижимые для РКМП и сегодняшней РФ темпы.

Производство подшипников сократилось в 17 раз. Уничтожены приборостроение, роботостроение и радиоэлектронная промышленность, которые были у нас еще 30 лет назад.

Тезка что то не понял вашего - транзисторных приемников "Нева" началось только в 1960 году - только? ТОЛЬКО? Шесть лет это очень хороший срок для новой техники которая по сути особо то нафиг была не нужна.
Действительно, нафига советским людям приемники? Обуржуазились, забыли великие идеалы. А некоторые извращенцы, представьте себе, даже телевизоры покупали! Вот так и просрали коммунизм.
про зверские пытки можно пот робнее? кменты не читал если что, может просто за хищения и растрану ратсреляли? Типа как полковника Захарченко щас?
А может, он как Берия пионерок насиловал и заражал их сифилисом?
Однако из ведущих авиаконструкторов расстреляли только его, а остальных отправили в "шарашки".
Так он еще единственный из конструкторов бывший офицер....
А.
Да, но не это стало причиной его гибели. Григорович вообще на Деникина работал.
Меня вот какой аспект больше заинтересовал: насколько широко вообще пользовались воздушным транспортом граждане СССР, когда данная машина была основной в парке "Аэрофлота"?
Я чуток представляю, кто пользовался пассажирским воздушным флотом в Эстонии того времени (спойлер: дипломаты и коммерсанты высшей категории, которые летали на всякие Лейпцигские международные ярмарки). Но в СССР же, насколько понимаю, большая часть линия были внутригосударственными. Кто ими пользовался и сколько это стоило? Или за счет организаций в командировки летали?
Что вы, русские, только не придумаете чтобы не строить хорошие дороги. (с)

Страна у нас большая а дорог в ней мало. К примеру в Полесье вплоть до 70-х годов летать между городками на самолете было раз в 5 быстрее и раза в 2 дешевле чем на автобусе.
В одну телегу впрячь неможно литак и радиопрыймач!
У Вас получилось) Спс большое, читать интересно. О Калинине впервые прочел в "Наука и жизнь", здоровенная статья называлась "Дедал с судьбой Икара", запомнилось.

Edited at 2019-10-19 10:10 pm (UTC)
Re: В одну телегу впрячь неможно литак и радиопрыймач!
:)