Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Высотный призрак Сталина

IMG_0688

Ровно 80 лет назад, 23 октября 1939 года (по другим данным - 17 октября) впервые взлетел БОК-15 - один из самых загадочных самолетов в мировой истории. До сих пор не найдено ни чертежей, ни фотографий этой машины, а письменная информация о ней - обрывочна и противоречива.

Известно, что БОК-15 был построен в 1938-39 годах по проекту авиаконструктора Владимира Чижевского с целью вернуть Советскому Союзу мировой рекорд дальности полета, установленный в 1937 году экипажем Михаила Громова на самолете АНТ-25, но уже в следующем году побитый английскими летчиками на самолете Виккерс "Уэллсли".

Согласно расчетам, самолет, построенный по аэродинамической схеме АНТ-25, но при этом способный летать в стратосфере и оснащенный дизельным двигателем, смог бы без посадок для дозаправки преодолеть дистанцию в 25 тысяч километров. Это позволяло осуществить мечту Валерия Чкалова о полете "вокруг шарика", правда, не по экватору, а примерно на широте Москвы.

Но и в этом случае подобное достижение в 30-е годы выглядело феноменальным, ведь рекорд "Уэллсли" составлял всего 11500 километров, то есть, - в два раза меньше. Однако разработка и постройка такой машины были связаны с огромными трудностями. Длительный стратосферный полет требует наличия гермокабины, а также специального высотного двигателся с турбонаддувом. Ни того, ни другого в СССР еще не выпускали, были только недоведенные опытные образцы.

Тем не менее, цель была поставлена, а ее достижение поручили сотрудникам Бюро особых конструкций (БОК) Центрального аэрогидродинамического института. Работа, сама по себе сложная, значительно осложнялась еще и тем, что в 1937-38 годах по ЦАГИ прокатилась волна арестов, буквально разгромившая его конструкторский коллектив.

БОК все же сумел закончить проект и добиться его утверждения, а в конце 1938 года  на Смоленском авиазаводе под наблюдением Чижевского началась сборка уникальной машины. Однако в феврале 1939-го Чижевский тоже был репрессирован, а достройкой БОК-15 руководил кто-то другой, чье имя неизвестно.

Весной того же года началась подготовка к рекордному перелету двух экипажей: основного - под командованием комбрига Громова, и дублирующего - под руководством полковника Байдукова. Для тренировок использовался самолет БОК-7  - машина, аналогичная БОК-15, но более ранняя. Изначально на ней стоял карбюраторный мотор АМ-34ФРН, но в 1938 году его заменили на дизельный двигатель АН-1РТК с двумя турбокомпрессорами, такой же, какой предполагалось установить на БОК-15. Внешне "дизельный" БОК-7 отличался от БОК-15 неубирающимися стойками шасси.

9 октября БОК-15 выкатили из сборочного цеха и после серии пробежек по аэродрому он поднялся в воздух. К сожалению, отчет о летных испытаниях тоже куда-то исчез. Неизвестны ни их результаты, ни даже примерная дата их завершения. Есть лишь информация о том, что полеты на больших высотах выявили серьезную проблему - запредельно высокий расход моторного масла, которое в разреженной атмосфере просачивалось через подшипники и уплотнения двигателя. Кроме того, турбокомпрессоры работали ненадежно и часто выходили из строя, в а кругосветном полете силовой установке требовалось действовать непрерывно и бесперебойно не менее трех суток.

Судя по всему, решить эти проблемы так и не удалось, а потому интерес к машине пропал. В условиях начавшейся Второй мировой войны стране стало не до рекордов, на первый план выдвинулись совсем другие цели. Предположительно, в 1940 году программа БОК-15 была заморожена на неопределенный срок, а после войны к ней уже не возвращались. И в результате первый кругосветный полет без дозаправки в воздухе был совершен лишь полвека спустя, в 1986 году, причем - не на советской машине, а на самолете "Вояджер" американского конструктора Берта Рутана.

После завершения испытаний БОК-15 некоторое время стоял на аэродроме Летно-испытательного института в Жуковском. В июле 1941 года в связи с угрозой немецких авианалетов его перегнали в Казань, где следы самолета теряются. Очевидно, во время войны или вскоре после нее несостоявшегося рекордсмена сдали в металлолом.

А на заставке - стендовая масштабная модель БОК-7, сделанная Михаилом Масловым.

7871028
БОК-1 - первый советский стратосферный самолет с многоместной гермокабиной. Его дальнейшим развитием стали БОК-7 и БОК-15

2585018
БОК-7 на аэродроме ЛИИ летом 1940 года. Обратите внимание на самолеты, стоящие на заднем плане. Это закупленные в Германии  истребители Хейнкель Не-100, Мессершмитт Bf-109 и учебно-тренировочный биплан Бюккер "Юнгманн".

i_030
БОК-7, снятый в 1939 году. Хорошо видны характерные полусферические купола гермокабины с маленькими круглыми иллюминаторами, сквозь которые мало что можно разглядеть, а потому посадка на этой машине была весьма рискованным делом.

i5vyoTFNb9M
В 1940 году БОК-7 сыграл роль самолета АНТ-25 "Сталинский маршрут" в фильме "Валерий Чкалов". При съемках гермокабина не задействовалась, а ее передний колпак заменили обычным прозрачным фонарем с нормальным обзором.

M-40-diesel
Авиационный дизельный двигатель АН-1РТК, стоявший на БОК-15. Хорошо видны турбокомпрессоры, которые, к сожалению, так и не удалось довести "до ума".
Tags: История, СССР, авиация, дизельпанк, тайны
Subscribe
promo vikond65 june 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments