я

День раздолбая



Ровно 105 лет назад, 28 октября 1914 года немецкий крейсер "Эмден" за несколько минут утопил в малазийской гавани Пенанг русский бронепалубный крейсер "Жемчуг" и французский контрминоносец "Муске" ("Мушкет"). Это стало возможным благодаря феноменальной беспечности и разгильдяйству как французских, так и русских моряков.

Несмотря на то, что экипажи размещенных в Пенанге кораблей Антанты прекрасно знали о немецком рейдере, который уже давно буянил в Индийском океане, захватив и утопив два десятка транспортным судов, они несли службу с поистине олимпийским пофигизмом. Команда "Муске", дежурившего у входа в бухту, спокойно пропустила "Эмден", установивший для маскировки фальшивую четвертую трубу, чтобы стать похожим на английские крейсера. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы французы не обратили на него никакого внимания.

А экипаж "Жемчуга" вообще не ожидал нападения. Топки крейсера были погашены, снаряды сгружены в погреба, а подъемники для их подачи к орудиям не работали. Только возле двух из восьми пушек главного калибра "на всякий случай" лежало по пять снарядов. Мало того, командир "Жемчуга" кавторанг Черкасов выписал себе из России жену и беспечно жил с ней на берегу, оставив за себя старпома - старшего лейтенанта Кулибина.

"Эмден" как ни в чем не бывало подошел к "Жемчугу" на дистанцию в 1 кабельтов  (примерно 180 м), развернулся правым бортом и выпустил торпеду, одновременно открыв огонь из всех бортовых орудий. Промахнуться с такой дистанции по кораблю длиной 111 метров практически невозможно. Торпеда попала в кормовую часть, сделав большую пробоину. Крейсер начал поргужаться, на нем вспыхнула паника. Моряки выбегали спросонья из кубриков (дело было в 5 утра), на ходу натягивали штаны и бушлаты и беспорядочно метались по палубе или бросались за борт.

Мичман Сипайло и лейтенант Рыбалтовский пытались открыть ответный огонь из двух пушек, к которым были боеприпасы, но одну из них сразу разбило прямым попаданием, при этом Сипайло погиб. Второе орудие успело сделать три или четыре выстрела и даже попало в противника, но "Эмден" развернулся другим бортом и выпустил вторую торпеду, вызвавшую детонацию носового артиллерийского погреба. Огромный взрыв разорвал "Жемчуг" на две части, которые затонули буквально за 15 секунд. Из 344 человек команды крейсера 87 - погибли, 122 (9 офицеров и 113 матросов) - получили ранения и контузии.

Экипаж "Муске", осознав свою фатальную ошибку, попытался воспрепятствовать выходу "Эмдена" из бухты. Он открыл огонь из своих 65-миллиметровых пушечек, а крейсер ответил из 105-миллиметровых орудий. Маленькому контрминоносцу хватило одного или двух попаданий, чтобы уйти на дно, унеся с собой 36 из 60 членов команды.

Вскоре состоялся суд, приговоривший Черкасова и Кулибина к лишению всех наград, дворянского звания и разжалованию в рядовые, но с правом "искупить вину кровью". Черкасов попал на Кавказский фронт, воевал храборо и в 1916 году заработал солдатский Георгиевский крест. В апреле 1917-го был восстановлен в звании кавторанга. После революции эмигрировал и умер в Париже в 1942 году.

Кулибин стал пулеметчиком на Северо-Западном фронте и отличился еще больше, заслужив два солдатских "Георгия". Уже в сентябре 16-го ему вернули офицерские погоны и назначили командиром миноносца "Подвижный". Во время Февральской революции старший лейтенант Кулибин был смертельно ранен восставшими матросами.

На заставке - "Эмден" с четвертой фальшьтрубой.


Крейсер "Жемчуг" незадолго до гибели.


Контрминоносец "Муске".


Немецкая почтовая открытка с изображением потопления "Эмденом" "Жемчуга" и "Муске", автор которой не имел ни малейшего понятия об обстоятельствах боя в Пенангской бухте.
promo vikond65 june 23, 16:38 24
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Армия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
ну так не зря прозвище русского флота на все времена "самотопы".
Хорошо, хоть с венчаной женой жил...

Когда дойдете до побед нашего флота в 20-м веке?

не скажу за Малайзию но Филиппины действительно расслабляют
лежишь себе на песочке в Баракае балдеешь
можно даже жену не выписывать и так хорошо
и даже не думаешь что в любую минуту в бухту может влететь бешеный немецкий крейсер
и устроить пальбу торпедами пушками пулеметами
жуть какая


Edited at 2019-10-28 09:57 pm (UTC)
Действительно, придурок какой-то. Разве этим надо заниматься в Малайзии? Я, правда, в Малайзии не был, но уверен, что не этим.
Аналогичным образом у Занзибара другой немецкий рейдер "Кенигсберг" прямо в порту расстрелял британский крейсер "Пегасус". По иронии судьбы тот входил в отряд крейсеров созданный как раз для охоты на "Кенигсберг".
Да, но тут есть нюанс: "Кенигсберг" превосходил "Пегаса" в вооружении.
спасибо, намёк понял.
георгиевских и прочих героев советского союза к командованию не подпускать на пушечный выстрел и званий выше старшыны не давать.
А на все должности выше комбата назначить гражданских (без звания).
Охренительно! Я писал про "Эмден" неск.лет назад... Это только часть его большой истории. Вновь в нее окунулся и прочел с интересом. Спс!)
А Корморан, который бывший Штейермарк и вспомогательный крейсер? Правда из другой войны. Но насколько интересно читать воспоминания и протоколы допросов. Как тренировались стрелять наа скорость, как москировались и т.д :)
Ну вот, а нас учили, что в поражениях Русско-Японской войны были виноваты бездарные адмиралы и продажные министры. А если даже в 1914 г. на флоте был такой бардак, то может и в Японскую войну дело было не только в бездарных адмиралах и плохих снарядах?

Что-то было не так в Русском флоте, чему свидетельство восстания 1905 года, потом вот такое вопиющее разгильдяйство, как в данной истории, потом резня матросами офицеров в Кронштадте в марте 1917, потом вообще роль матросиков в русской революции, которые вели себя, как чистые уголовники.
Кстати, по поводу заставки - не поигрываете ли вы часом в одну игру "про кораблики"?
а мне интересна показалась судьба виновных в катастрофе уже после катастрофы:
виновных не расстреляли, не отправили на каторгу, и не перевели в штрафбат( это условная аналогия, если что), а просто перевели на фронт рядовыми.
И в итоге решение оказалось верным: офицеры были и достаточно жестко наказаны, но и с возможностью фактической реабилитации, которая и состоялась.
Фрицы всегда хорошо воевали, что на суше, что на воде.
Вот немцы-сами с фальшивыми трубами лезут в порты,а нас обвиняют в войне не по" понятиям"(я про партизан).
Зачем на курорт свою жену выписывать? малайзиек мало, что ли?
Спасибо. Истории про Российский и Советский флот просто сказочны! :))