
Всем известно, что американцы - братья Райт (Wright) являются создателями первого в мире удачного и практически пригодного самолета, но, наверное, не все знают, что они же являются основоположниками авиационной индустрии. Между тем, ровно 110 лет назад, 22 ноября 1909 года, в Нью-Йорке была зарегистрирована первая в мире промышленная авиастроительная компания, названная просто Wright Company. К тому моменту на окраине города Дейтон, штат Охайо, уже был построен первый в мире специализированный завод для серийного производства самолетов.
В том же году завод приступил к выпуску аэропланов Wright Model A. Этот же двухместный биплан с 30-сильным двигателем назывался Wright Military Flyer, так как он был принят на вооружении американской армии в качестве воздушного разведчика. Всего в 1909-10 годах было построено 60 таких самолетов. Первый экземпляр продали за 25000 долларов, но по мере развертывания серийного производства цену удалось снизить в 5 раз - до 5000 долларов.
Затем фирма перешла к выпуску усовершенствованной машины Wright Model В, растиражированной в количестве 100 штук. Цена на нее осталась прежней - 5000 долларов. Этот аэроплан также состоял на вооружении американской армии и он же стал первым в мире боевым самолетом, вооруженным пулеметом "Льюис", правда, только в порядке эксперимента.
Следующей серийной модификацией стала Wright Model Н/HS, появившаяся в 1914 году, но таких самолетов построили всего шесть штук, поскольку армию США и частных покупателей они не заинтересовали. Однако один из них был приобретен через вторые руки повстанческой армией Панчо Вильи и использовался в мексиканской гражданской войне. В 1916 году Wright Company прекратила существование в качестве самостоятельного предприятия, объединившись с фирмой Glenn Martin Company.

Wright Model A - первый в мире серийный самолет.

Первый в мире авиазавод Wright Company в Дейтоне.

Участок цеха Дейтонского завода, где производились самолетные винты и нервюры.

Братья Райт и офицеры армии США на испытаниях Wright Model A в форте Майер.

Wright Model В.

Wright Model Н. Самолет имел закрытый фюзеляж, классическое оперение и сложную карданно-цепную передачу от двигателя к винтам.

Wright Model B с пулеметом "Льюис".
Journal information