Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Categories:

Халхингольские хроники

23 августа 1939 года в Москве произошло событие, казалось бы, никак не связанное с шедшими уже три месяца боями на монгольской границе. Был подписан договор о ненападении между СССР и Германией, означавший, что Советский Союз, по крайней мере, в ближайшее время не будет втянут в надвигавшуюся европейскую войну. А также это означало поражение "партии войны с Россией" в японском истэблишменте. Драться один на один с русским медведем, оставив у себя за спиной непокоренный Китай, в Токио посчитали безумием, тем более что обстановка на номонханском фронте отнюдь не внушала оптимизма.

Осознавая свою ответственность за провал военной авантюры, японский кабинет министров во главе с Харанумо Кутаро 28 августа подал в отставку. Новое правительство Сигэнори Того в начале сентября обратилось к СССР с просьбой о перемирии.
К тому времени наземные сражения на берегах Халхин-Гола утихли. Советские войска, уничтожив врага на монгольской территории, закрепились вдоль линии границы и не стали развивать наступление. Однако воздушное противоборство продолжалось. Летчики Квантунской армии никак не хотели признавать свое поражение и с бессмысленным упорством вступали в схватки с советскими истребителями, несмотря на их численное превосходство. Наши раз за разом принимали вызов и, как правило, выходили из этих боев победителями.
В 14.20 первого дня осени 145 И-16 и 43 И-153 из всех трех советских истребительных полков вступили в битву с приблизительно ста двадцатью японскими самолетами (количество японцев приведено по докладам советских пилотов и очевидно завышено). Наши заявили 20 побед, в том числе 19 Ки-27 и один Р-97 (разведчик "Накадзима" Ки-4), а японцы - 33. На самом деле "сталинские соколы" сбили семь Ки-27, а "воздушные самураи" - два И-16 и одну "Чайку".
Жертв среди советских пилотов не было. Лейтенанты А.Ф. Мошин и Н.Г. Молтенинов выпрыгнули с парашютами над своей территорией, а лейтенант М.М. Кулак опустился на парашюте за линией фронта и попал в плен. По окончании боевых действий его в числе других обменяли на японских военнопленных.
Еще один И-16 летчика Ф.Н. Черемухина получил пробоину в бензобаке, из-за утечки бензина он не смог дотянуть до аэродрома и совершил вынужденную посадку в степи неподалеку от Тамсаг-Булака. Вечером того же дня летчик вернулся в часть.
Потери японцев в личном составе оказались гораздо серьезнее. Шестеро пилотов погибли, а один получил тяжелое ранение. Среди погибших было двое асов - Такаёри Кодама (11 побед) и Токуя Судо (10).
2 сентября в бой с советскими истребителями впервые вступили бипланы Ки-10. Дебют получился не очень удачным. Согласно советским данным, восемь японских истребителей (шесть Ки-27 и два Ки-10) были сбиты ценой потери одного И-16 (младший лейтенант И.Г. Стародубцев пропал без вести). Японцы заявили об уничтожении четырех самолетов противника при потере одного Ки-27, в котором погиб старший сержант Юкио Кидзима из 1-го истребительного сентая.

Ki-10
Tags: ВВС, История, Халхин-Гол, авиация
Subscribe
promo vikond65 июнь 23, 2019 16:38 25
Buy for 20 tokens
С авиамоделизмом я распрощался уже давно, поскольку времени на него катастрофически не хватает. Но от этого увлечения осталось немало артефактов, которые мне уже не пригодятся, а места в квартире занимают много. Однако они, наверное, могут заинтересовать нынешних авиамоделистов. Самый сурьезный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments