Авиамастер (vikond65) wrote,
Авиамастер
vikond65

Category:

Река вернула мертвеца



Река Парана в этом году сильно обмелела и над водой показались останки парагвайского корвета "Парагуари", погибшего в битве с бразильским флотом при Риачуэло 11 июня 1865 года. С том сражении "Парагуари" получил несколько подводных пробоин в перестрелке с бразильским корветом "Парнаиба" и начал тонуть, но команда успела приткнуть его к прибрежной отмели. В  продолжавшемся сражении парагвайская эскадра была разгромлена, а ее остатки отступили. В результате сидящий на грунте полузатопленный корабль остался один против двух вражеских корветов, пароходофрегата и четырех канонерок.

Видя такой расклад, экипаж в полном составе бежал на берег, решив, что нет смысла геройски погибать в неравном и безнадежном бою. Но перед этим матросы по приказу командира подожгли корвет. Бразильцы, опасаясь взрыва крюйт-камер, не решились высаживаться на брошенное судно и пытаться его погасить. Они не знали, что пороховые погреба затоплены.

За несколько часов надводная часть "Парагуари" полностью выгорела, а подводная пролежала на дне более полутора столетий, причем ее местонахождение со временем было забыто. Интересно, что в конце XX века совсем рядом построили мост, но при его строительстве останки "Парагуари" не были обнаружены. Дело в том, что вода в Паране довольно мутная, поэтому даже лежащие на небольшой глубине объекты, сверху практически не видны.

Однако совсем недавно из-за снижения уровня воды проржавевший остов днища "утопленника" явил себя миру как напоминание о драматических событиях Великой Парагвайской войны. А то, что это именно "Парагуари", выяснилось довольно быстро при обследовании останков корабля.

Изначально он был вполне комфортабельным колесным пассажирским пароходом водоизмещением 627 тонн с железным корпусом и двухмачтовой парусной оснасткой. Парагвай купил его в Англии в 1862 году, всего за два года до начала войны, так что, по прямому назначению он почти не использовался. В 28 каютах могло разместиться до 150 человек. Экипаж состоял из 58 матросов, офицеров и обслуживающего перснонала. Паровая машина в 120 л.с., согласно парагвайским данным, позволяла развивать скорость до 12 узлов, что, по-моему, является преувеличением. Возможно, такую скорость судно могло развить, если помимо машины использовались паруса.

Перед началом войны с Бразилией "Парагуари" подвергся коренной переделке. На нем разобрали деревянную кормовую надстройку с каютами 1-го и 2-го классов, а на усиленной верхней палубе установили четыре 68-фунтовые бомбические пушки и четыре 24-фунтовые карронады. Для защиты машинного и котельного отделений спереди и сзади от них сделали дополнительные угольные бункеры.

"Прижизненных" фоторгафий и аутентичных рисунков "Парагуари" не сохранилось, поэтому внизу помещена современная реконструкция его внешнего вида до переделки (неизвестно, впрочем, насколько она правильная), а также - оригинальный чертеж 1864 года, показывающий размещение на корабле вооружения и угольной защиты. Обратите внимание, что подписи сделаны по-английски, поскольку все парагвайские корабельные инженеры и почти все техники в те годы были англичанами.











Tags: Великая Парагвайская война, История, Привет из прошлого, флот
Subscribe
Buy for 30 tokens
Вы можете спросить: а какое нам вообще дело до проблем Башнефти? А я вам отвечу – прямое! Башнефть, если кто не в курсе, это основной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments